04.03.2011 13:00
Теги
04.03.2011 13:00

Как сократить очередь в детские сады

Рассказала педагогам Приангарья директор департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко

В федеральную целевую программу «Развитие образования на 2011–2016 годы» впервые заложена возможность предоставления субсидий регионам на реализацию соответствующих региональных программ. Об этом на областном образовательном форуме сообщила директор департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко.

– Приоритетный национальный проект «Образование» продолжается в обновленном качестве, – рассказала Елена Низиенко. – Сейчас из прежних направлений финансируются мероприятия по поддержке классных руководителей и лучших учителей. Кроме того, уделяется огромное внимание дистанционному образованию детей-инвалидов и обучению контрактников, уволенных в запас. Также в нацпроекте появились новые направления, связанные с дошкольным образованием и развитием профессионального образования. Сейчас мы идем по пути создания единой государственной программы, в которую войдут все существующие в настоящее время программы. Начало этому положит федеральная целевая программа развития образования, которая будет заниматься внедрением новых стандартов, совершенствованием учительского корпуса, развитием самостоятельности школ, работой с талантливыми детьми, здоровьесбережением.

В своем докладе Елена Низиенко особо остановилась на новой программе, посвященной развитию дошкольного образования. Принятие этого документа, по ее словам, обусловлено целым рядом причин:

– Наша система дошкольного образования сегодня качественно не готова работать с современными детьми. В последнее время в рамках нацпроекта «Здоровье» было открыто очень много центров, в которых выхаживают недоношенных детей, родившихся с весом менее одного килограмма. Таких детей появилось большое количество, и они уже начинают приходить в детские сады. Дошкольное образование сегодня не исследует эту тему, и тем более не дает никаких ответов, как с этими детьми работать.

Среди причин, повлиявших на обращение пристального внимания к дошкольному образованию, Елена Низиенко назвала и острый дефицит мест в дошкольных учреждениях. Так, сегодня более 2 млн детей в России вообще не получают никакой дошкольной подготовки.

– Программа по демографии сработала отлично, – отметила Елена Низиенко, – и теперь, чтобы обеспечить образованием огромное число детей, нужно построить около 20 тысяч детских садов. Это невозможно. Необходимо развивать вариативные формы дошкольного образования.

Сегодня в связи с изменениями санитарных правил и норм можно увеличивать наполняемость групп, при имеющихся необходимых площадях – достраивать третьи этажи в двухэтажных зданиях. Это строительство обойдется в разы дешевле, поскольку не надо подводить коммуникации и решать вопросы с землей. Можно использовать под группы помещения общего пользования (изостудии, спортивные залы), открывать семейные группы в жилых квартирах, использовать различные формы пребывания детей в детских садах, в том числе краткосрочные…

– В федеральном бюджете в этом году предусмотрено 500 млн рублей на предоставление субсидий регионам, которые активно создают места в дошкольных учреждениях, – подчеркнула Елена Низиенко. – Неважно, возвращаете вы детские сады, сданные когда-то в аренду, или строите новые, или достраиваете третьи этажи, или вводите краткосрочные группы пребывания детей. Ваша задача – увеличить число детей, получающих дошкольное образование.

Кроме того, в нынешнем году Министерством образования и науки РФ в помощь муниципалитетам будут организованы стажировочные площадки: 16 – по дошкольному образованию, 33 – по «Новой школе» и около 70 – по воспитанию и социализации детей. В число последних войдет и работа с детьми-инвалидами, и работа с одаренными детьми. Поскольку дошкольное образование входит в компетенцию муниципалитетов, стажировочная площадка может быть создана именно на базе муниципалитета.

В муниципальную команду, состоящую предположительно из пяти-семи человек, обязательно будут входить мэр города или его заместитель по социальным вопросам, представители администрации, занимающиеся финансами, экономикой и образованием.

– Муниципальная команда должна будет за две недели стажировки создать программу развития дошкольного образования применительно к своей территории, обсчитать ее финансово, – продолжила Елена Низиенко. – Субсидии для ее реализации будут выдаваться регионам на условиях софинансирования. Поэтому очень важно проанализировать имеющиеся программы и начать работу, поскольку если муниципалитет упустит эту возможность в нынешнем году, он лишится финансирования из федеральной целевой программы «Развитие образования» на три года.

Отдельно Елена Низиенко остановилась на проблемах  подготовки педагогических кадров:

– Ежегодно у нас из педагогических вузов выходит 115 тысяч выпускников, – рассказала она, – а потребность в смене кадров ежегодно, при условии, что все учителя пенсионного возраста уходят на заслуженный отдых вовремя, – 63 тысячи. Это означает, что сегодня в педагогическом образовании мы готовим 52 тысячи человек, которые реально пойдут в никуда, потому что не будут востребованы. К тому же многие учителя у нас на пенсию вовремя не уходят. С учетом этого нам ежегодно нужно обновление педагогических кадров – лишь 25–30 тысяч. В прошлом году, когда мы запросили количество вакансий, оказалось, что требуется около 10 тысяч педагогов. Как можно говорить об эффективности расходования бюджетных средств, при затратах 80 тысяч рублей в год на каждого студента, если молодые специалисты не работают по специальности?

Еще один острый вопрос – малокомплектные школы. По мнению Елены Низиенко, сохранять их или нет – это решение должны принимать муниципалитеты:

– Я не раз слышала высказывание – надо сохранять школы, тогда будет сохраняться село. Можно сказать и наоборот: школа умирает тогда, когда село умирает. Детей в селе не остается, и некого становится учить! Задача формулируется следующим образом: мы должны обеспечить качественное образование каждому ребенку, независимо от того, где он учится – в большом городе или в маленькой деревне. Решение о закрытии или продолжении существования малокомплектной школы принимается исходя, прежде всего, из этих позиций.