Православная женская гимназия
Во имя Рождества Пресвятой Богородицы
По сути, православная женская гимназия создана на месте церкви Владимирской иконы Божией Матери, построенной в 1775 году прямо на въезде в город, возле реки Ангары. Территория, на которой сегодня расположились предместья Марата и Рабочее, в те времена пустовала. Сразу за понтонным мостом начинался знаменитый Московский тракт. Храм и Московские ворота – первое, что видел приближающийся к городу путник.
Каменная церковь была заложена здесь на денежные пожертвования купца Протасова. До 1775 года церковь была деревянной. По народному преданию, первая деревянная Владимирская церковь с двумя приделами была построена в 1718 году на улице Московско-Ланинской (Декабрьских Событий) на средства блаженного Данилушки, собравшего их подаянием.
Каменная церковь уже имела четыре придела: в храме – теплый нижний во имя Рождества Христова (последовательно освящен в 1777, 1826, 1880 годах) и летний верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящен в 1780, 1827, 1855, 1886 годах); придел во имя св. Димитрия Мироточца и св. Иоанна Крестителя. В конце XIX века были изменены главы храма, а с западной стороны вместо крыльца пристроена новая эклектичная по формам паперть.
– Владимирская церковь по своей архитектуре стояла несколько особняком в ряду произведений сибирского барокко, – рассказывает Анна Беймуратова, выпускница гимназии, автор исследовательского проекта, «Островок благополучия», посвященного истории храма. – Прежде всего, она выделялась необычной объемной композицией с монументальным пятиглавым храмом, напоминающим зодчество Древней Руси. Четырехцветный храм завершался двухъярусным малым восьмериком под восьмилотковым покрытием и более мелкими восьмериками над углами четверика. Четырехскатная кровля (при плоском перекрытии главного храма) настолько необычна для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.
– Двухэтажная трапезная соединяла храм с ярусной колокольней в виде трехъярусного восьмерика на четверике, – продолжает Анна. – Ярус звона размещался не в верхней части (как обычно), а в средней трети восьмигранной части, верхняя же подчеркивала доминирующее градоформирующее значение церкви. В декоре отразилось влияние местных художественных традиций. В фасадной композиции преобладают вертикальные членения, что значительно отличает пластику данной постройки от убранства других храмов сибирского барокко. Впервые в Иркутске наличники вытянуты на два яруса окон. Вертикальная направленность подчеркнута стрельчатым рисунком наличников. Своеобразна декорировка восточной стены храма укрупненными перспективными нишами, центральная из которых своей сложной формой предвосхищает надоконные картуши храмов периода позднего барокко в Иркутской епархии.
Архитектура была настолько уникальна, что в 1925 году постановлением иркутского исполкома церковь объявлена памятником архитектуры, охраняемым государством, что, казалось бы, должно было спасти храм и практически в первозданном виде сохранить его до наших дней.
В 1934 году церковь даже переименовали в Кафедральный собор. Однако с закреплением советской идеологии 14 мая 1938 года Владимирский собор закрыли. Здание выделили под клуб мединститута, затем под швейную фабрику и, в конце концов, под геодезическое предприятие. Неудивительно, что уже тогда советский конструктивизм проглотил большую часть внутреннего декора.
В 1985 году, в значительно пострадавшем состоянии, церковь вновь взята под охрану государством, но уже как памятник культуры местного значения.
В 1998 году власти возвращают здание верующим. Однако церковь к тому времени уже утратила первоначальные формы и представляла собой четырехэтажный дом под шиферной кровлей, лишь отдаленно напоминающий о былом архитектурном величии. В том же году в нем разместилась Православная женская гимназия.
– Сейчас только внимательный наблюдатель поймет, что в этом здании когда-то был храм, – рассказывает Анна Беймуратова в своем исследовании. – С улицы мы видим старинное четырехэтажное здание с полукруглыми окнами, характерными для XVIII–XIX веков, а также полукруглый выступ с восточной стороны – апсиду, где когда-то располагалась центральная алтарная часть храма. Снесли колокольню. Здание расширили – на месте колокольни появился холл, скорее всего, это было в 1958 году. Храм Владимирской иконы Божией Матери был двухярусным, после перестройки появились новые перекрытия, и здание стало четырехэтажным.
После того как храм был передан Иркутской епархии, была мысль о полной его реконструкции, но здание так значительно переменилось, что храм бы пришлось практически создавать заново. Тем не менее строение идеально подошло под учебное заведение.
– Безусловно, зданию требовался серьезный ремонт (к примеру, на первом этаже находились кислотные ванны, которые использовали для нужд геодезического предприятия), – рассказывают сотрудники гимназии. – В здании было большое количество перегородок – из двух-трех комнат создавали один класс. Много сил было потрачено епархией, православной общественностью для того, чтобы хоть частично восстановить утраченное и создать условия для гимназии.