14.03.2011 13:00
Рубрики
Мнение
Теги
14.03.2011 13:00

Александр Карпачев: Сетевой дневник мало похож на литературу

– Интернет-литература есть. Писать сейчас модно, пишет Ксения Собчак, пишет Тина Канделаки. И почти каждый блогер считает себя литератором. И если толстые литературные журналы творчество далеко не каждого автора рассматривают как предмет для публикации, то интернет вмещает в себя все. Проблема в том, что в Сети нет никакого фильтра, нет жесткого отбора. Скажем, кто-то ведет литературный сетевой журнал, но он ведь не будет выполнять функцию редактора, в то время как редакторы толстых журналов правят тексты, отбирают лучшие из-за ограничения в объеме, которое предполагает бумажный формат. То есть вопроса качества литературного творчества в Сети, по сути, не существует. Между тем литератору необходимо определенное противодействие, критика, чтобы расти, работать над своими текстами.

– Но ведь известности и успеха через Сеть добиться можно?

– Очень важно начинающему писателю ответить себе на вопрос: для чего я пишу? Для того, чтобы обрести определенную известность и пару комментариев; для того, чтобы в итоге издать книгу (а то и собрание сочинений) и поставить себе дома на полку; для того, чтобы войти в топы; для того, чтобы заработать денег. Вряд ли кому-то удастся стать известным и охотно публикуемым крупными столичными издательствами автором, если он выберет для себя только сетевое творчество. Хэдхантеры издательств, конечно, мониторят интернет, смотрят победителей конкурсов, но и к ним самим таланты-писатели толпами идут и несут свои рукописи, и они там с успехом лежат.

Отбор очень жесткий, и новые имена в принципе некому не нужны. Издательства делают деньги на старых и проверенных авторах. С новым автором они начнут работать только в том случае, если увидят потенциал: если человек в состоянии написать не одну книгу, если он не откровенный графоман, изъясняется на русском литературном, вещь у него жанровая, жанр этот популярен, его можно вписать в какую-то существующую серию или он сам может написать серию. Издавать одну книгу никто не будет, обязательно нужна вторая, продолжение или другая вещь, но раз в полгода или в год что-то новое. Издательства должны убедиться, что ты можешь это делать.

– Но у кого-то же должно все получаться?

– Историй успеха у нас не так много. Книги местных писателей, которые у нас выставлены на полках местных магазинов, в большинстве своем неизвестны читателями из Самары, Москвы или Петербурга. А заработать деньги гораздо проще другой, окололитературной работой, скажем, писать сценарии сериалов для центральных телеканалов, но тут тоже как повезет, все зависит от круга твоих знакомств, ведь там тоже очень жесткая конкуренция, и те, кто сидит в Москве и Питере, имеют огромное преимущество.

Вот история одной он-лайн публикации. Иркутский автор Александр Юр. Хлебников в начале этого года послал свой рассказ в толстый веб-журнал «Перемены». До этого он безуспешно пытался сотрудничать с двумя бумажными толстыми журналами: «Новый мир» и «Знамя», но там его рассказы не брали. Видимо, незнакомый человек, пишущий «из глубины сибирских руд», им был без надобности. А в Сетевом журнале опубликовали, и его рассказ висит на сайте с шестого января, и долгое время был на главной странице. Напечатали они и второй, как обещали, но дальше полная неизвестность.

Серьезный, грамотный проект, которому уже три года, хоть и поставил Александра Юр. Хлебникова в список своих авторов, но даже не попросил пару слов о себе написать. Поставили рассказы и забыли. Вот и вся карьера он-лайн литератора. Приятно, конечно, увидеть свой текст в Сети, а расти куда дальше и как?

– Есть ли пример, когда реальные книги автора «выросли» из интернета?

– К примеру, «Живой Журнал» Евгения Гришковца издавали. Но сначала-то он со своими пьесами и литературой был на бумаге. А под этот бренд уже можно издавать и Сетевой дневник, но это, скорее, обратный рекламный ход: вышло, что читатель увидел, что их любимый автор такой же простой человек, с теми же проблемами. Честно говоря, на литературу это похоже мало.

Пожалуй, единственный известный мне пример того, как интернет принес автору настоящий успех, это «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Написать такую апокалипсическую повесть, довольно сырую, мог любой иркутянин, но мы увидели пример успешной раскрутки в Сети. Впрочем, теперь Глуховский уже не писатель, а руководитель проекта, который собирает под своим крылом молодых и пишущих, то есть издатель…

http://blogs.ogirk.ru/karpachev/.