14.03.2011 13:00
Рубрики
Мнение
Теги
14.03.2011 13:00

Вадим Мельников: Пожалейте деревья. Дайте графоману место в Сети!

Сетевая литература (сетература) – это обозначение литературных произведений, основной средой существования которых является интернет. Сетература нынче становится основным жанром, в котором пробуют и находят себя молодые авторы. Без тени сомнения, сетевой литературе – быть. Другое дело, в какой форме. На данный момент этим термином обозначаются два полярных явления. Под первым понимаются гипертекстовые и интерактивные произведения, при переносе на бумагу теряющие всю свою прелесть. Таких произведений немного, но именно они являются шагом в будущее литературы. А есть сетевая литература «в широком смысле», к ней относятся любые художественные тексты, появляющиеся в Сети.

Если говорить о последней, то это, конечно, прежде всего «песочница». Сеть позволяет просто и безнаказанно выложить на всеобщий суд свой только что законченный шедевр и тут же получить отклик. Ведь, в конечном итоге только читатель может сказать автору «пиши еще» или «выпей яду». И именно читательское признание тешит самолюбие, вовсе не иллюзорные деньги от издателя. Пока примеров Сетевых прозаиков, вышедших из интернета в «большую литературу», немного. Но пример Леонида Каганова, известного юзера Lleo, начинавшего еще в антикварной Сети FIDO, а ныне маститого литератора, автора восьми полноценных книг, легко признать позитивным.

Заявить о себе в интернете можно разными способами. Можно писать в собственный блог либо вступить в многочисленные профильные сообщества. Лучше всего выстрелить в одном из литературных конкурсов, таких как «Рваная грелка» либо «Мини-проза». Сеть дает начинающему автору массу бонусов и льгот перед простым творящим в стол талантом. В интернете существует множество конкурсов, в которых литератор может наточить, отточить, и даже заточить свое мастерство в темницу, что, несомненно, к добру. В таких конкурсах на равных с простыми любителями участвуют матерые профессионалы вроде Сергея Лукьяненко, их мониторят издатели, победителей публикуют в журналах и сборниках рассказов.

Классическая литература тоже не сразу строилась. Как минимум до появления алфавита ей приходилось очень туго. В конце концов, дайте место графоману, пусть топчет клавиатуру, пожалейте деревья! По Сети бродят орды убежденных графоманов, которые берут прозу числом. Не будь интернета, они бы давно вырвались на улицы. Трудно представить, что могло бы случиться. А так они мирно пожирают друг друга.
Но не стоит думать, что Всемирная паутина – это концлагерь для графоманов. Помимо обычной критики существует конструктивная. В Сети читатель наделен чудесной способностью комментировать плод любого искусства. Живое общение провоцирует сочинителя не только на творческое самоубийство, но и на умножение навыков. Что, вкупе с огромной конкуренцией, дает неслыханный толчок к скорейшей эволюции. Появляются новые чудесные виды изящной словесности. Один из самых одаренных нынче авторов, скрывающийся в Сети под именем Слава Сэ имеет в своем блоге аудиторию под сорок тысяч преданных читателей. Неплохо для любителя? Тем временем издатель спохватился и печатает уже вторую книгу «сетературщика».
Помимо всего прочего, интернет интерактивен. Здесь, с помощью гиперссылок можно прятать невозможные в обычной литературе гиперболы и аллюзии. Пробовать новые формы текста, игры с читателем, которые не снились даже Борхесу. В конце концов, какой поистине космический простор для совместного творчества!
Познакомиться с блоготворчеством Владимира Мельникова можно на нашем сайте: http://blogs.ogirk.ru/melnikov/,