Леонид Хабитуев: Мы стараемся быть настоящими хозяевами
В состав Хужирского МО входит восемь населенных пунктов: Хужир, деревни Ялга, Малый Хужир, Харанцы, Халгай, поселки Песчаный и Узуры. На острове постоянно проживают чуть более полутора тысяч человек. Однако в летний период Ольхон становится местом паломничества туристов и численность населения здесь возрастает в 60 раз.
На Ольхоне функционируют поликлиника и участковая больница со стационаром на пять койко-мест, средняя школа, в которой обучается 176 учеников, есть детский сад на 55 мест, три клуба – в Хужире, Ялге и Харанцах, музей и три библиотеки.
Леонид Хабитуев возглавляет Хужирское муниципальное образование с 2005 года. Более шести лет он – глава самого большого и красивого острова на Байкале. О том, с какими проблемами сталкивается руководитель в своей работе, о перспективах развития муниципалитета Леонид Хабитуев рассказал корреспондентам газеты «Областная».
– Леонид Владимирович, на протяжении многих лет на Ольхоне были две болезненные проблемы – несанкционированные свалки мусора и узаконивание земельных участков. Удалось ли вам их как-то разрешить?
– В основном удалось. «Мусорную» проблему четыре последних года нам помогает решать компания «Хайнекен Байкал». Впервые мы обратились к ним в 2007 году. Они разработали проект «Чистые берега Байкала». В летний период на острове работают волонтеры, они ликвидируют стихийные свалки. Вывозом мусора с подворий местного населения занимается МУП «Байкал-Ольхон». Для него в 2008 году компания приобрела мусоровозную машину. Летом мы ежедневно вывозим мусор на материковую часть, зимой – вывозим раз в неделю. 50-килограммовый мешок принимаем у людей за 12 рублей. С 2009 года МУП заключило договор с Прибайкальским национальным парком по проведению мониторинга на паромной переправе – регистрируя количество въезжающих на остров машин и людей. Начиная с этого времени весь собранный мусор вывозится и с территории острова, и из парка. Предприятие занимается не только вывозом мусора, но и водоснабжением. На балансе у него две водовозки. Воду развозят по всем 340 дворам. 200-литровая бочка стоит 32 рубля. Это недорого. В тех же Еланцах, люди платят по 50 рублей за такую же емкость. -Местный бюджет покрывает разницу в тарифах, ежегодно выделяя по данной статье расходов 100 тыс. рублей. Теперь о земле. С 2007 года муниципалитетом велась работа по утверждению нового генерального плана МО. Наконец, в конце прошлого года план был утвержден. В результате площадь центральной усадьбы – поселка Хужир расширилась на 145 га. Расширение произошло за счет присоединения ранее заброшенных земель сельхозназначения. Некогда они относились к совхозу «Ольхонский», а после развала предприятия на протяжении многих лет не обрабатывались, пустовали. Теперь на этих землях будут выделяться земельные участки нашим жителям – по 12 соток. Спрос на землю у нас большой. В очереди на получение участков сегодня стоит 125 человек. 60 га бывших сельхозугодий уже готовы под выделение для строительства жилых домов.
– С какой основной проблемой пока не удается справиться?
– С дорожной. От паромной переправы до Хужира – 38 км, грунтовая дорога находится в ужасном состоянии. Поток машин огромный, особенно в летнее время. Дорога регионального значения. Отсыпку давно не делали. В этом году в областном бюджете заложено 156 млн рублей на ремонт дорожного полотна от МРС до Шара-Тогота – 10 км, в течение трех лет областью запланировано затратить более 700 млн рублей на реконструкцию дороги Еланцы – Хужир. Если это произойдет, с дорогой у нас проблем не будет. Муниципалитет выступил с инициативой придания Ольхону статуса особо охраняемой территории. Мы на это надеемся, потому что в этом случае основная территория, кроме населенных пунктов, будет находиться в ведении Прибайкальского национального парка. Если это произойдет, мы сможем ввести ограничение въезда автомототранспорта на остров. Сможем обеспечить не только централизованный подвоз туристов на Ольхон, но и развоз по экскурсионным маршрутам. Автомобилей, въезжающих на остров, будет в разы меньше. От этого экология уникального острова только выиграет.
– Хужир имеет статус рабочего поселка. Выигрывает от этого муниципалитет или наоборот?
– Проигрывает, причем во многом. Статус рабочего поселка Хужиру был присвоен, потому что когда-то на Маломорском рыбозаводе работало почти 80% местного населения. Сейчас на заводе трудится лишь около 80 человек, и градообразующим это предприятие назвать никак нельзя. На рыбозаводе занято 11% трудоспособного населения. Какой же это рабочий поселок? На заводе постоянно сокращают объемы производства, а жители Хужирского городского поселения, существующие в основном за счет собственных хозяйств, лишены сельских льгот. Они вынуждены платить за электричество, как в городе, и земельный налог с селян взимается такой же, как с городских. Страдают от статуса и наши учителя. У них педстаж идет по учебным часам, как в городе. Если в неделю нагрузка 18 часов – педстаж начисляется, не хватает учебных часов – не начисляется. А у сельских учителей педагогический стаж не зависит от количества учебных часов. Мы писали множество обращений, но этот статус с нас так и не сняли. Тогда мы решили пойти другим путем: в апреле 2006 года провели референдум, на котором большинство проголосовало за смену статуса и преобразование городского поселения в сельское. Написали обращения к губернатору и Законодательному Собранию, но наше предложение до сегодняшнего дня так и не услышано.
– Что удается решать муниципалитету собственными силами?
– Нам удалось решить проблему провоза жителей и подвоза продуктов в весенне-осенний период. Имеется в виду то время, когда еще не ходит паром, а ледовая переправа уже закрыта. Начиная с 2006 года по собственной инициативе мы заключили договор с транспортной компанией «Вездеход» о подвозе жителей судами на воздушной подушке. Раньше более месяца островитяне оказывались оторванными от большой земли, теперь этого нет. Люди ездят на материк регулярно, продукты и товары первой необходимости доставляются своевременно. Местное население по предъявлении паспорта путешествует на большую землю и обратно бесплатно. По заключенному договору бюджет оплачивает «Вездеходу» ежегодно более 50 тыс. рублей Гости платят за удовольствие 250 рублей в одну сторону.
Поселковая администрация совместно с думой и администрацией района выступили инициаторами увеличения объемов деловой древесины, предоставляемой местным жителям. Весь стройматериал у нас завозной, все привозят с материка. Многие готовы строиться, да не из чего. Была проблема и с заготовкой дров. Лесоделяны выделяли по 10 кубов. Этого явно было недостаточно. Мы обратились за помощью в область. Теперь, начиная с этого года, площадь лесозаготовок увеличена до 15 кубов. Директор Прибайкальского национального парка Олег Апанасик на днях отправил нам подтверждение этого решения.
Впервые в этом году вошли в программу по строительству жилья для детей-сирот. Разработали площадку. В очереди стоят 10 обездоленных детей. Для них мы планируем организовать комплексную застройку в этом же массиве, который выделили из ранее пустующих земель сельхозназначения. Приобретать им квартиры на вторичном рынке мы не можем, поскольку на острове нет свободных домов. А купить жилье – не хватит средств. В среднем цена за дом колеблется от миллиона рублей до полутора. Если вовремя получим средства, сироты Ольхона через год получат собственные дома.
– Существует ли на Ольхоне нехватка кадров и безработица?
– Кадровой проблемы у нас нет. В больнице терапевт, педиатр, узкие специалисты приезжают по графику раз в квартал. Работает стоматолог. Педагогический состав также полностью укомплектован. Есть проблема безработицы. В производстве и бюджетной сфере занято 47% трудового населения. Остальные живут за счет туристов. Только в Хужире открыто 13 туристических баз. Активно ведется строительство новых. Много частных предпринимателей, официально не легализованных, но занимающихся туристическим бизнесом. Кстати, за счет туристов научились «выживать» и наши бюджетники. Работники детского сада, например, в летний период разбивают на территории палаточные городки. Пускают приезжих гостей. Обеспечивают их питанием. Собранные средства направляют на ремонт дошкольного учреждения.
– Какие планы разрабатываете для дальнейшего развития?
– Планов множество. Часть уже успели претворить в жизнь. Благодаря выделенным компанией «Хайнекен Байкал» стройматериалам, огородили часть территории мыса Шаманка от въезда автотранспорта. К началу туристического сезона планируем установить для приезжающих гостей прямо на въезде у паромной переправы настоящую восьмигранную бурятскую юрту. А еще мечтаем выйти …на международный уровень.
– Это каким же образом?
– Недавно к нам в администрацию обратились представители Южной Кореи с предложением сделать остров Ольхон побратимом острова Чеджудо. Южнокорейский остров имеет статус особо охраняемой экономической зоны. Помимо природных красот на Чеджудо есть фольклорная деревня, уникальный храм, многочисленные вулканические гроты. Особым спросом место пользуется у молодоженов. Они предпочитают проводить на острове медовый месяц. Наш остров Ольхон – место не менее популярное и среди иркутян, и среди зарубежных туристов. Помимо всего прочего, Ольхон – сакральное место, у нас проводятся ежегодные слеты шаманов, есть буддийская ступа, несколько лет назад построен православный храм. Я уверен, установление побратимских связей позволит не только увеличить количество туристического потока из-за рубежа, но и, вполне возможно, привлечет на остров южнокорейских инвесторов. Нам, например, очень нужен культурно-спортивный комплекс. При школе работают секции по футболу, вольной борьбе, хоккею с мячом… Многие воспитанники являются призерами не только областных, но и общероссийских соревнований, а тренироваться ребятам, кроме школьного спортзала, негде. Сегодня каждый муниципалитет должен стараться изыскивать различные способы, чтобы нормально развиваться, а не стоять не месте. Обязанность хорошего хозяина – сделать все от него зависящее для нормальной жизни людей. Вот мы и стараемся.