21.03.2011 13:00
Рубрики
Власть
Теги
21.03.2011 13:00

Стажировка депутатов районных дум прошла в Законодательном Собрании

Проблемы и перспективы развития муниципальной реформы стали главным предметом обсуждения депутатов муниципальных дум во время стажировки, которая прошла в минувшую пятницу в Законодательном Собрании. В областном парламенте собрались депутаты дум Ангарского, Братского, Качугского, Жигаловского и Заларинского районов.

Председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Борис Алексеев представил анализ исполнения в нашей области ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», проведенный Институтом законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского. Было отмечено, что при реализации закона возникает ряд проблем, которые никак пока не разрешены юридически. Например, в области есть поселения, в которых не зарегистрировано ни одного человека, но правовой возможности закрыть такие поселения нет.

Особое место в повседневной муниципальной жизни занимают экономика и финансы. И зачастую ФЗ № 131 и Бюджетный кодекс вступают в противоречия. Так, к примеру, происходит по вопросам введения временной финансовой администрации. В законе сказано, что такую администрацию можно вводить в двух случаях – если просроченная задолженность муниципалитета превышает 30% собственных доходов, либо 40% бюджетных ассигнований в отчетном году. А Бюджетный кодекс предусматривает введение администрации только в первом случае.

Однако одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день является структура управления муниципальным образованием. За последние годы в нашей области наметилась тенденция к использованию модели, при которой глава муниципального образования назначается на эту должность по контракту. Так сегодня работает Ангарск. Кроме этого, в федеральный закон были внесены изменения, которые позволяют администрации района выполнять также функции администрации поселения, если поселение является административным центром этого района. Согласно данной модели теоретически администрация Иркутска может также быть администрацией Иркутского района, так как город является административным центром района. Та же самая ситуация в Ангарске и в ряде других территорий. При этом дум остается две – районная и поселковая. Федеральные законодатели говорят, что эта схема позволяет экономить средства и упрощает порядок обращения граждан в органы местного самоуправления.                

Директор Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров уверен, что «консолидация управления и финансовых ресурсов в данной схеме не очевидна, и поэтому к ней надо подходить с осторожностью». При такой структуре у думы поселения фактически не остается рычагов влияния на главу района, поэтому существуют риски потери управляемости на территориях. Пока предпосылки управления по такой модели, так же как и желание, есть только у Киренского района.

– В наступившем году муниципалам также придется участвовать в трех реформах, которые касаются их непосредственно, – отметил Борис Алексеев. Это реформа бюджетной сферы, реформа системы оказания муниципальных (государственных) услуг и реформа отношений, связанных с охраной общественного порядка на территории муниципалитетов. Сейчас в Государственной думе рассматривается проект ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». 

В практической части стажировки депутаты районных дум познакомились с работой коллег из думы Шелеховского района. Побывали в самой думе и посмотрели на работу пяти депутатских комиссий, созданных в представительном органе Шелеховского района.