Представители сибирских регионов поделились опытом реформирования сети бюджетных учреждений
Как отметил председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр города Черемхово Вадим Семенов, остается нерешенным ряд вопросов, который станет препятствием для эффективной реализации федерального закона о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений. В частности, предоставляя им финансовую и хозяйственную самостоятельность, необходимо было бы прежде решить вопросы погашения накопившейся кредиторской задолженности, износа основных фондов (он составляет в среднем более 80%). При старте реформы не было рекомендаций для муниципалитетов по распределению учреждений на категории бюджетных, автономных и казенных. Не определен перечень и объем услуг, которые должны оказываться на бесплатной основе.
Мэр Усть-Кутского муниципального образования Владимир Сенин также высказал критические замечания относительно реформы. «Это один из немногих законов, которые вызвали наибольшую дискуссию в муниципальных образованиях, – констатировал он. – Реформа бюджетной сети – это не шаг вперед, это прыжок. И, совершая его, можно отклониться от поставленной цели». Он проанализировал ситуацию с реформированием самого значительного сектора бюджетных учреждений – сферы образования. Владимир Сенин отметил, что, прежде чем изменять систему работы школ, требуется принять закон об образовании. «Мы должны понимать, всеобщее бесплатное образование – это базисная задача государства или бюджетная услуга, которая может оказываться в различных местах по-разному, исходя из финансовых возможностей муниципальных образований», – отметил он. По мнению Владимира Сенина, в самой реформе заложена определенная несправедливость: если муниципалитеты сами будут устанавливать перечень бесплатных услуг и цены на платные, то жители различных территорий даже в рамках одного субъекта федерации окажутся в неравном положении.
Между тем в ряде регионов Сибирского федерального округа уже накоплен положительный опыт реформирования сети бюджетных учреждений. В частности, довольно успешно федеральный закон реализуется в Забайкальском крае. Как рассказал председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» Валерий Духновский, изменение правового положения ряда социальных учреждений позволило им не только улучшить качество оказания бесплатных бюджетных услуг, но и получить определенный финансовый результат. В частности, в Забайкальском крае при нескольких домах престарелых работают подсобные хозяйства, которые выращивают качественную сельскохозяйственную продукцию для нужд самих учреждений, а излишки продают. При одном из таких подсобных хозяйств даже создан цех переработки: здесь изготавливаются мясные и овощные консервы и другая продукция. Положительный опыт реформирования сети бюджетных учреждений также накоплен в Ханты-Мансийском автономном округе и других субъектах СФО. Как отметил заместитель начальника управления регионального развития и местного самоуправления департамента внутренней политики ХМАО-Югры Александр Ткаченко, «реализация закона – это не только проблема, это революция в наших головах». Между тем он согласился с коллегами на предмет того, что требуется уже сейчас в закон вносить изменения, чтобы реформирование бюджетной сети проходило безболезненно.
Председатель Координационного совета по местному самоуправлению, спикер Законодательного Собрания Людмила Берлина отметила, что изменение правового положения государственных и муниципальных учреждений – это реформа, по своим масштабам превосходящая даже монетизацию льгот. «Изменение правового положения бюджетных учреждений коснется каждого жителя страны, – подчеркнула она. – Самое страшное, от чего нужно себя уберечь, – от ожидания, что, может быть, все отменят. Иначе пройдет полтора года, ничего не будет сделано, и население это почувствует на себе». Людмила Берлина заявила, что в ряде муниципальных образований Иркутской области пошли по пути перевода всех бюджетных учреждений в категорию казенных, но это – не выход. «В период реформирования мы в рамках «Сибирского соглашения» должны активно обмениваться опытом, чтобы посмотреть, какие возможности открывает реформа и как ими пользуются в различных субъектах федерации», – отметила Людмила Берлина.
В ближайшее время Координационный совет обобщит опыт ряда регионов МАСС и представит его участникам Ассоциации, а также подготовит и направит рекомендации по реализации реформы.