25.03.2011 13:00
Рубрики
Мнение
Теги
#театр
25.03.2011 13:00

Андрей Ефимов: Черемховскому драмтеатру будет присвоено имя драматурга Владимира Гуркина

Не каждый небольшой город с населением в 50 тыс. человек в России может похвастаться настоящим драматическим театром, а вот в Черемхово он есть. Причем профессиональный коллектив с более чем 70-летней историей имеет статус областного и активно гастролирует по городам Приангарья. Но недавно театр впервые за много лет совершил более далекое путешествие и выступил на седьмом фестивале, посвященном памяти драматурга Александра Володина «Пять вечеров». Черемховцы были единственными участниками из-за Урала, и единственными провинциалами. Они показали спектакль «Фабричная девчонка» по ранней пьесе драматурга, поставленный московским режиссером Татьяной Уфимцевой. Накануне Международного дня театра об этой поездке и ближайших планах коллектива газете «Областная» рассказал новый директор Андрей Ефимов.

– Андрей Витальевич, каким образом вы попали на Володинский фестиваль?

– Заслуженная артистка РФ Татьяна Уфимцева часто ставит спектакли в нашем театре, ей очень нравится коллектив и с бывшим директором Надеждой Николаевной Скоморовской ее связывает давняя дружба. Кстати, сразу хочу заметить, что она ушла с поста директора без всяких интриг, по собственному желанию, и сейчас работает в театре заведующей литературной частью и актрисой. И когда появилась идея представить спектакль на фестивале, мы пригласили в Черемхово критиков из Иркутска и Санкт-Петербурга, которые одобрили его участие. Конечно, были определенные финансовые сложности, но нас поддержали, в том числе большую помощь оказал Иркутский аэропорт, отправив наших артистов на самолете по гарантийному письму. В Санкт-Петербурге спектакль приняли очень хорошо, говорят, овации не смолкали минут 15, мы получили хорошие отклики в прессе, а директор фестиваля спросил: где вы прятали этот театр? На этом фестивале нет призов – само участие в нем уже победа, ведь в программе всего девять спектаклей, поэтому все участники автоматически становятся лауреатами и получают на память авторские статуэтки. Мы тоже привезли такую.

– Театру, наверное, не часто удается выезжать на гастроли?

– За пределы Иркутской области не часто. Но давно повелось, что наша территориальная специфика – выезды в северные города и поселки Приангарья: Усть-Кут, Братск, Тулун, Зиму, Усолье-Сибирское. Там нас любят и ждут. Но сейчас в министерстве культуры и архивов Иркутской области идет разговор о гастролях нашего театра за пределами региона. А в сентябре-октябре хотим съездить на фестиваль «Реальный театр» в Екатеринбурге, который может стать одной из ступеней к «Золотой маске» – чем черт не шутит! Ведь творческим людям необходимы новые впечатления для личностного роста. Поэтому наши артисты были полностью на всех вечерах фестиваля: смотрели спектакли, участвовали в капустниках, общались с другими артистами и критиками. Кстати, так совпало, что в эти же дни в Москву на вечер памяти Владимира Гуркина ездила съемочная группа черемховского телевидения, а потом они приехали в Петербург поддержать наших артистов.

– Кончина Владимира Гуркина, наверное, большая потеря для театра?

– Мы все очень любили Владимира Павловича, поэтому печаль никуда не исчезла. Он был очень общительным – поговорить с ним было особым удовольствием, он постоянно помогал, участвовал в жизни театра. Незадолго до смерти он начал ставить спектакль «Любовь и голуби», но не успел завершить работу. Возможно, ее в память о друге закончит заслуженный артист РФ Дмитрий Брусникин, но пока какой-то определенности нет. Однако наш мэр Вадим Семенов вышел с инициативой присвоить Черемховскому драматическому театру имя Владимира Павловича Гуркина. В дальнейшем его именем будет названа и одна из улиц в Черемхово, есть идея в пешеходной зоне построить фонтан, мост любви и памятник. Возможно, драматургу, а возможно, по мотивам его пьесы «Любовь и голуби».

– И это оправдано, ведь Владимир Гуркин очень много спектаклей ставил в вашем театре.

– Да, как драматурга его знали во всем мире, но как режиссер, на мой взгляд, он раскрылся именно в Черемхово. Его спектакли «Плачь в пригоршню» и «Веселая вода печали» уже ушли из репертуара по объективным причинам – разъехались артисты, а вот «Кадриль» идет до сих пор. И это суперкомедия, которая ни в какое сравнение не идет с фильмом – спектакль намного лучше. Он до сих пор пользуется огромной зрительской любовью, например, я знаю человека, который на этот спектакль ходил десять раз, я сам смотрел его раз 30, ни меньше.

– Наверное, потому что в Черемхово ему и стены помогали?

– Конечно, ведь почти все его пьесы – про нашу черемховскую жизнь. Помню, как в театре шел ремонт, и спектакль «Плач в пригоршню» люди смотрели в зале ДК «Горняк» на 700 мест. Был аншлаг, люди сопереживали героям, каждый узнавал в них себя, близких, соседей. Одной женщине от избытка чувств даже плохо стало – ее на скорой помощи увезли. Смотрим, на следующий день она опять на спектакль идет. Мы ей: вы что, с ума сошли, так себя не бережете? А она: ой, мне надо досмотреть, мочи нет! Может быть, весь секрет в том, что Владимир Гуркин сам знал, о чем писал, и об этом же ставил. Помню, в этом спектакле играли все: парикмахер, звуковики, помощники режиссера, и я, будучи администратором. Там была 21 роль, а у нас тогда было 14 артистов. 

– Сколько сейчас артистов в труппе театра и откуда они приехали?

– У нас 16 артистов, они народ кочевой – приезжают-уезжают. Но сейчас труппа театра более-менее постоянна. Старожилы нашего театра артисты Валерия Тальянская и Леонид Ренчинов, они приехали к нам 12 лет назад вместе с выпуском Улан-Удэнской академии культуры. Черемховцев мало, ведь молодежь сейчас старается уехать подальше и устроиться получше.

– А как вы попали в театр?

– Много лет назад меня позвала Надежда Николаевна Скоморовская, я долго сомневался, но потом решился и не пожалел. Сначала работал администратором, потом у меня появилась семья – нужно было зарабатывать лучше, и я ушел в другое место. Но тут она приняла решение уволиться и порекомендовала меня на это место.

–- Ваша профессия связана с культурой?

– Нет, но она у меня универсальная – я учитель математики и информатики, окончил Иркутский государственный педагогический университет. Вообще у меня вся семья – педагоги. На самом деле я всегда хотел учиться в Красноярском институте культуры, но в детстве сделал ошибку – не окончил музыкальную школу, а в те годы это еще требовалось при поступлении. Я коренной черемховец и после университета через некоторое время вернулся в родной город, устроился во дворец культуры «Горняк», где много лет занимался пением и танцами, так что, можно сказать, я с детства на сцене.

– Каким вы видите дальнейшее развитие театра в новых экономических условиях?

– Одно могу сказать точно, в любых экономических условиях мы не будем ставить одни комедии и водевили для большего коммерческого успеха, ведь тогда от театра не останется ничего. На мой взгляд, коренным образом в репертуарной политике менять ничего не стоит. Конечно, кассовые спектакли должны быть в репертуаре, но основа – все равно классические, серьезные пьесы. Хотя бывает, что одно другому не мешает, например, «Кадриль» Гуркина – это два в одном – хороший спектакль и коммерчески успешный спектакль. На самом деле, в таких маленьких городах как наш, есть риск при погоне за наживой потерять зрителя.

– Наверное, наличие в Черемхово драматического театра накладывает определенный отпечаток на все сферы жизни?

– Конечно, например, у нас есть театральная публика, которую мы стареемся растить с детства. Не случайно много спектаклей мы ставим именно для этой аудитории и плотно работаем с управлением образования, а стоимость билета очень приемлемая – 80 рублей. Особенно по сравнению с гастролирующими цирками, где на сцене шесть человек, страшный удав и умирающая собачка. Дети потом приходят к нам на более взрослые спектакли. А как приятно видеть, когда молодой человек назначает свидание девушке возле театра, дарит ей цветы, и они отправляются на спектакль. У нас есть постоянные зрители не только в Черемхово, но и в тех городах, куда мы ездили на гастроли. Например, три года подряд в Усть-Куте к нам приходила одна и та же молодая пара – на каждый спектакль. Вообще, в последние годы в театр стало ходить гораздо больше людей. На самом деле поворотным моментом в жизни театра стал его перевод на областной бюджет, тогда мы позволили себе сделать ремонт, оснастить сцену, а ведь это тоже важно для зрителя.

– Конечно, театр – храм, и выглядеть должен соответственно.

– И нет предела совершенству – нам бы хотелось обновить фасад, заменить окна – они не менялись со дня постройки здания. В этом году мы будем обновлять зрительские туалеты. Хотим отремонтировать фойе, купить театральную люстру, насытить фойе фотографиями из спектаклей.

– А будет ли в театре главный режиссер?

– Мы пока решили работать с приглашенными режиссерами для того, чтобы труппа смогла видеть разные постановочные стили.

– Скажите, сколько спектаклей у вас в репертуаре?

– 26 спектаклей, из них 13 детских и 13 взрослых. Мы ставим семь спектаклей в год – четыре взрослых и три детских. Для такого театра, как наш – это очень большой репертуар. И есть очень приличные постановки, не говорю, что все шедевры, но плохие не остаются в репертуаре. В небольших городах если один раз оконфузишься, то потом на эту постановку никто не придет – сработает сарафанное радио.

– Какие ваши ближайшие планы?

– Сейчас мы ставим сказку «Крепкая дружба». К Международному дню театра у нас будет капустник «Театр!?.», где мы покажем театральную кухню – закулисье. А в 20-х числах апреля режиссер Татьяна Уфимцева будет ставить пьесу «Жены» Валентина Крымко ко Дню Победы. Но это не будет спектакль к дате, ведь он не только про войну, но и про жизнь, ведь материал щемящий, берущий за душу. Я сам человек сентиментальный, когда читал пьесу – сердце сжималось. У нас уже был в театре подобный спектакль – «Вдовий пароход». После него я иначе начал относиться к родителям. Видите, театр воспитывает всех людей, и я не исключение. Ведь если этого не происходит, тогда зачем он нужен?