Людмила Берлина: Координационный совет должен стать авторитетной площадкой по базовым вопросам местного самоуправления
Координационный совет по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) прописался в Иркутске. В январе нынешнего года его возглавила председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина, и вот уже 22–23 марта заседание впервые прошло в областном центре. На него приехали представители всех регионов Сибирского федерального округа – депутаты муниципальных дум и главы администраций, депутаты региональных парламентов и чиновники исполнительных органов власти субъектов СФО. В работе совета приняли участие заместитель полномочного представителя президента в СФО Любовь Бурда и заместитель председателя исполкома МАСС Валерий Лисица.
Лейтмотивом заседания стала идея возвращения Координационному совету статуса авторитетной площадки, где вырабатываются рекомендации по базовым вопросам местного самоуправления. Это обеспечивает успешность в осуществлении местного самоуправления в каждой точке Сибири, уверена председатель Координационного совета Людмила Берлина. За два дня работы на иркутской земле участники совета проанализировали опыт проведения реформы местного самоуправления в Приангарье и побывали на предприятиях Усольского района. Обсуждению подверглись темы участия органов местного самоуправления в электронных торгах и выполнения муниципальных программ развития малого бизнеса в территориях. Также был рассмотрен ход реализации бюджетной реформы в Сибирском федеральном округе.
Об итогах работы Координационного совета в Иркутске и планах на будущее Людмила Берлина рассказала на итоговой пресс-конференции.
– Людмила Михайловна, какие решения принял Координационный совет по результатам работы в Иркутске?
– Однозначно было сказано, что ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не соответствует современным потребностям. Его необходимо изменить либо отменить с последующей разработкой в другой редакции. Это, пожалуй, базовое и серьезное решение, с которым мы выйдем в федеральные органы власти. Штопать данный федеральный закон бессмысленно, необходимо другое нормативное регулирование. И такое мнение высказал весь Сибирский федеральный округ. Волна критики этого закона, особенно в части электронных торгов, катится по всей России. Поручение президента страны оптимизировать эту тему также присутствует.
Что касается изменения правового положения бюджетных учреждений, здесь больше методического звучания. Принято решение разработать порядка 30 модельных правовых актов для реализации ФЗ № 83. Все они будут собраны в очередной серии книг «Управляем сами» и разосланы во все регионы Сибирского федерального округа.
– Как вы считаете, какое влияние на муниципалитеты Приангарья окажет тот факт, что Координационный совет получил прописку в Иркутской области?
– Мне кажется, что есть оживление в связи с вхождением в состав Координационного совета Вадима Александровича Семенова, председателя ассоциации «Совет муниципальных образований Иркутской области». Это обновление лица ассоциации муниципальных образований и наших границ ответственности. Давайте посмотрим шире. Что сегодня волнует муниципальное сообщество Иркутской области, и можем ли мы это обсудить на площадке Координационного совета?
Очень важный вопрос – введение института так называемых сити-менеджеров, позволяющего человеку на контрактной основе замещать должность главы администрации. Я не буду высказывать свое собственное видение. Сошлюсь на мнение Общественного совета при Законодательном Собрании, тем более что такую дискуссию в Общественном совете я сама, мягко говоря, спровоцировала. Наши традиционные общественные институты, объединения ветеранов и пенсионеров, представители женского движения, – все высказались однозначно. Нам нужен выборный глава администрации, мы, население, хотим его выбирать. А предпринимательское сообщество, которое представляло некоммерческое партнерство, сказало: нам выгоднее иметь профессионала в исполнительной власти, который, работая по контракту, знает и умеет налаживать коммуникации с хозяйствующими субъектами. Мы имеем две конкурирующие точки зрения. Думается, что на следующем заседании Координационного совета мы эту тему обязательно актуализируем.
Сегодня есть закон, который позволяет объединить исполнительный орган муниципального района и городского поселения, если поселение является административным центром этого района. При этом сохраняется дума и поселения, и района. В Иркутской области практики такой нет, но подходы в рамках оптимизации должны быть наработаны, и площадка Координационного совета должна использоваться в этом направлении. Вопрос очень непростой.
Совсем недавно я была в Тайшетском районе, и там высказывались суждения о том, что надо объединить несколько сельских поселений в единое муниципальное образование. Но когда между поселениями сотни километров – это безумие. Это возвращение к управлению муниципальными образованиями, а не к самоуправлению.
Объединение района и поселения это не совершенствование, а свертывание муниципальной реформы. Изначально федеральный законодатель провозгласил, что первично звено городских и сельских поселений. Но все у нас по Черномырдину. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Дефицитом средств мы фактически понудили поселения отдавать свои полномочия на районный уровень, и сейчас район отвечает за муниципальную реформу. Но это неправильно.
– Внесение подобных изменений не приведет все же к свертыванию реформы?
– Возврата не будет. Вся идея разграничения полномочий между федерацией, субъектами и муниципалитетами становится профанацией, если мы начнем все сворачивать. Несмотря на скудность ресурсов, мы получили других людей. Это уже другой диалог между людьми, сегодня представляющими власть, и населением, живущим в муниципальном образовании.
Я убеждена, что грубое накопление капитала, которое есть сегодня, закончится и процесс созидания начнется в подготовленном муниципальном сообществе. Это и будет прорыв России в очередной раз. Не только в самосознании, но и в уважении всего мирового сообщества к нам как к людям, многое умеющим и знающим себе цену.
– Тем не менее люди зачастую готовы быть управляемыми, нежели брать на себя ответственность и самоуправляться. Обсуждается ли этот вопрос и что делается для того чтобы изменить людей, может быть, даже поменять их мировоззрение?
– Мне кажется, нынешняя болезнь общества – возвращение к философии: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». И здесь предстоит пройти большой путь, чтобы изменить эту психологию. Но мы все же на правильном пути. В муниципальном сообществе все-таки появились лидеры общественного мнения. Важно их поддержать, и они в состоянии повести людей за собой.
– Людмила Михайловна, уже определено место и время проведения следующего заседания Координационного совета?
– Заседания совета традиционно проводятся раз в полгода, так что следующее заседание запланировано на октябрь. По месту проведения ведутся согласования. Пока в планах вновь стоит Иркутск.