Ирина Гагарина: Иркутск – один из танцевальных центров страны
На протяжении двух дней соревнований у этой дамы практически не было перерывов на отдых. Судья-информатор Ирина Гагарина – человек, который знает все о турнире «Байкал-данс» и неизменно приезжает в Иркутск, чтобы провести сложный двухсуточный танцевальный марафон. В прошлом она тоже занималась спортивными танцами и стала танцором международного класса. А теперь предпочитает вести по всей стране танцевальные турниры и делает это весьма успешно. В интервью нашей газете она раскрыла некоторые секреты «Байкал-Данса»-2011.
– С чем связано такое большое количество судей на турнире?
– Существует определенный критерий оценки танца. У нас нет обязательных фигур, мы оцениваем музыкальность пары, правильные линии. Много всяких нюансов, я не буду вас утомлять перечислением. Здесь нет сантиметров, секунд, как в других видах спорта, у нас все очень субъективно, поэтому очень хорошо, когда оценка пары формируется из мнений как можно большего числа судей. Чем солиднее турнир, тем больше арбитров на него приезжает. У нас такая же ситуация, как в фигурном катании или художественной гимнастике.
– А что за приборы держат судьи во время выступлений, какое-то ноу-хау в танцевальном спорте? Оценки уже ставятся не в блокноты, как раньше?
– Это мини-компьютеры, мы их называем машинки, или ладошки. Мы все переходим на электронный формат, то, что раньше писалось на бумаге, теперь вносится в компьютер напрямую. В Иркутске это нововведение применяется впервые, а в Москве практикуется уже несколько лет. Это очень удобно, информация моментально обрабатывается, и результаты выступлений известны намного раньше.
– Кого проще судить – детей или взрослых?
– Всех непросто. Зависит от уровня арбитра. Существуют категории судей – третья, вторая, первая, всероссийская, самая высокая – международная. Кстати, на этом турнире много именно судей-международников, они могут обслуживать турниры любого уровня, в том числе и чемпионаты мира.
– Это говорит о высоком уровне турнира, если сюда приехали такие представительные судьи?
– Конечно. Вообще в Иркутске российский рейтинговый турнир проводился много раз, здесь проходили и первенства Сибири, и Дальнего Востока, и чемпионаты страны, и естественно, судьи видят этот высокий уровень и едут сюда.
– В финале «Байкал-данса» выступают по шесть пар, это такой обязательный стандарт, желающих-то гораздо больше?
– Обычно шесть, но бывают спорные ситуации, когда в полуфиналах некоторые пары набирают одинаковое количество баллов, допускается до восьми дуэтов, если площадка позволяет, но это предел.
– На «Труде» площадка большая, но бывает, что спортсмены сталкиваются друг с другом, особенно молодые. Может, из-за этого ограничиваете число финалистов?
– Эта ошибка не очень наказывается. Но если пара постоянно натыкается на других, то значит, она просто не владеет техникой. Хорошая техника позволяет человеку ориентироваться на площадке и выкрутиться поворотом от столкновения с другой парой. Бывают в жизни любого танцора такие моменты, и смешные, и печальные, и у меня такое было, но, как правило, пары высокого уровня избегают столкновений во время танца.
– На данном турнире представлены две программы – европейская и латиноамериканская, пары выбирают одну из них или предпочитают выступать в обеих?
– В данном случае пара свободна выбирать, где ей лучше выступить. Вообще, существуют турниры, даже чемпионаты мира по десяти танцам, когда пара должна танцевать равноценно две программы. У нас в стране есть пара – Марат Гимаев и Алина Басюк, – которая трижды становилась чемпионом мира по десяти танцам. Это очень сложно, потому что совершенно разные программы. Владеть техникой и латиноамериканских, и европейских танцев дано не каждому. Тем не менее достаточно много и в стране, и в мире пар, танцующих «десятку». А существует еще такой вид, как секвэй, это как у фигуристов произвольная программа. Строится она по определенным правилам по времени, количеству поддержек и так далее. И кстати, есть чемпионы России по стандартному секвэю из Иркутска. Они уже не действующие спортсмены, а педагоги. А несколько лет назад как раз на «Байкал-дансе» проходил чемпионат страны по секвэю.
– Несколько поражает музыкальная подборка для выступлений спортсменов. Никогда не думал, что под «АВВА» можно танцевать танго, а самбу – под песню «В траве сидел кузнечик».
– Можно. Все зависит от обработки мелодии. Если судить строго, хотя это сугубо мое мнение, лучше выступать, особенно в латиноамериканских танцах, под родную музыку. Лучше «Бесаме мучо» никто румбу не придумал, сложно заменить всю испанскую музыку. Хотя существуют определенные правила, в каждом танце должно быть определенное количество тактов в минуту. Были смешные случаи, когда под тот же пасодобль пытались обработать и «Хава нагила», и «Калинку-малинку». Все вроде получалось: по ритму пасодобль, по паузам пасодобль, но душой никак не воспринимаешь, это не Испания.
– Как вам уровень участников «Байкал-данса»?
– Очень высокий. Не сочтите за хвастовство, я веду «Байкал-данс» с самого первого турнира. Я познакомилась с его организаторами – Оксаной и Виктором Белобородовыми, когда они еще сами танцевали, и скажу правду. 19 лет назад мы о таком турнире, как сегодня, могли только мечтать. Конечно, и тогда и сегодня существуют и сильные и слабые пары, от этого никуда не денешься. Но Иркутск – это совершенно точно один из танцевальных центров страны. И то, что иркутские пары продолжают становиться чемпионами страны и даже мира, еще раз подтверждает мое мнение.