Портретный синдром Юрия Квасова
Утверждение о том, что глаза – зеркало души, не является для иркутского портретиста Юрия Квасова абстрактным афоризмом. Для него каждое лицо – как открытая книга, по которой он читает характеры своих моделей. Персональная выставка художника «Мои современники» открылась в минувшую пятницу в иркутской арт-галерее DiaS. Кстати, работы Юрия Квасова знакомы не только узкому кругу ценителей живописи, но и всем иркутянам, ведь он – автор портретов драматурга Александра Вампилова, маршала Георгия Жукова и маршала Ивана Конева, украшающих стены некоторых домов областного центра.
Всего в экспозиции представлено более 40 портретов, созданных в технике живописи и графики за более чем 40-летний период творчества. Кстати, один из самых ранних – живописный потрет Александра Вампилова – мастер начал писать еще при жизни драматурга.
– Это было в 1970-м году, когда Александр Вампилов был еще неизвестен, его «Старшего сына» только ставили в нашей драме, – рассказал Юрий Квасов. – Помню, тогда по телевизору начались ночные трансляции хоккея. Писатели, актеры, художники собирались вместе и смотрели матчи. Саша сидел на разливе, а я в это время рисовал артиста драмы Юрия Красика. Вдруг заходит режиссер Георгий Гаврилов и говорит: «Кого ты рисуешь? Вот кого нужно рисовать, Сашу – это будущий Чехов, я сегодня прочел две его последние пьесы и обалдел!» Я говорю: «Саша, садись», а рисовать не на чем, и тогда Жора оторвал заднюю стенку от шкафа, отломил от нее кусок и дал мне, на нем я и набросал потрет Вампилова, практически написал голову, и забыл о нем. А когда Саша погиб, Жора вспомнил, что у него сохранился набросок, он достал его буквально из-под дивана, поэтому сейчас портрет в таком небрежном виде. Тогда я дописал его и с тех пор больше не трогал.
На выставке можно увидеть портреты и других поэтов и писателей, среди них Валентин Распутин и Владимир Скиф, созданные в графической технике. Другие излюбленные модели Юрия Квасова – иркутские художники, ведь, по его мнению, мастера оставляют для потомков свои полотна, а их лица редко бывают увековечены современниками. К ранним работам можно отнести портреты Галины Новиковой, народного художника РФ Александра Муравьева и дизайнера Владимира Соколова. К более поздним – абстракциониста Бориса Десяткина и мастера Анжелики Алсаткиной, художницы и супруги Ольги Ильиной.
– Меня тянет к портрету, я вижу лицо и ничего не могу с собой поделать, мне нестерпимо хочется его написать, – признается Юрий Квасов. – Интересно, что в человеке, именно когда он начинает тебе позировать, открываются те качества, которые ты не видишь при общении с ним. Например, директор галереи Диана Салацкая. Мы все привыкли к тому, что это веселый, легкий человек, а ведь она, прежде всего, руководитель, и когда я начал писать портрет, то увидел в ее лице властность и целеустремленность.
Юрий Квасов признается, что для него внешнее сходство с моделью хоть и не главное, но обязательное условие удачного портрета, ведь он реалист и продолжатель традиций русской школы, пожалуй, последней в мире, где обучают классическому рисунку. Однако по-настоящему законченный образ можно создать только когда удается ухватить самую суть модели – его характер, психологические черты и душевные свойства. И в этом вопросе для Юрия Квасова нет мелочей.
– Вот потрет народного артиста России Виталия Венгера, который я считаю одним из самых сильных и удачных своих произведений, – рассказал Юрий Квасов. – В то время, когда я создавал его, он играл короля Лира. Это был современный спектакль, и его сценическим костюмом была некая абстрактная хламида, в которой я его первоначально и изобразил. Но потом, за ночь до выставки, я исправил его одежду – написал костюм той эпохи, и образ сложился.
О том, что ему суждено быть художником, Юрий Квасов знал со школьной скамьи. В 1968 году он окончил декоративно-оформительское отделение Иркутского училища искусств у педагогов Георгия Леви и Михаила Воронько. Принимал участие в республиканских и зарубежных выставках. Среди моделей художника – врачи, чиновники, священнослужители, артисты, журналисты и люди других профессий. То, что его призвание именно потрет, Юрий Квасов тоже понял сразу, ведь каждый человек всегда был ему интересен сам по себе.
– Я очень люблю людей, – говорит художник. – Когда я даже просто разговариваю с человеком, то автоматически думаю, как бы я его написал. Мне нравится разглядывать лица людей, где каждая черточка – часть общего психологического портрета, по которой можно многое прочитать в их душах.
Выставка Юрия Квасова будет работать до 15 апреля.