30.03.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
#театр
30.03.2011 12:00

В Иркутском театральном училище поставили «Грозу»

Искренность и свежесть, которой порой нет в стационарном театре, часто характерна для спектаклей Иркутского театрального училища. Причем от любительской постановки их выгодно отличает определенный профессиональный уровень, ведь сегодняшние студенты – будущие артисты. Дипломный спектакль студентов IV курса специализации «Актер драматического театра и кино» «Дело было в Калинове» по пьесе Александра Островского «Гроза» не стал исключением. Тем более что его режиссер – художественный руководитель училища Валентин Зверовщиков предоставил молодым артистам достаточно творческой свободы для самовыражения, которая, собственно, и стала главной темой спектакля.

– В пьесе мне был интересен не семейный конфликт как таковой, а понятия воли – неволи, свободы – несвободы, – рассказал Валентин Зверовщиков. – Ведь Островский написал «Грозу» в 1860-м году, когда Россия проиграла в Крымской войне. И это был национальный позор на фоне крепостного права и домостроя. Его волновало рабское состояние народа, в котором невозможно жить, дышать, любить. С тех пор многое изменилось внешне, но мало что – внутри человека.

На сцене Иркутского театрального училища драма разворачивается в довольно скромных, но стильных декорациях, придуманных художником Евгенией Шабановой. В центре – простой дощатый круг, в передней части которого на перекладину пристегнуты навесные замки. Наверху – ветви дерева, обвязанные лентами, которые как бы намекают зрителю, что произойти эта история могла где угодно. Особенно эффектная деталь – козырек, с которого, когда идет дождь, на артистов льется вода, что добавляет действию театральной достоверности.

Ксении Олейник, исполнившей роль Кабанихи, образ удался. Грубоватый голос, властные движения – все это отвлекало внимание от того, что актриса, в сущности, юная девушка. Людмила Маркова сыграла страстную и порывистую Катерину. Всеволод Шергин – Тихона, ее доброго, но безвольного пьяницу-мужа. Александр Непомилуев – ее любовника Бориса, выбравшего карьеру, а не любовь, что и привело к трагической развязке. Илья Подчезерцев сыграл бытового хама Савела Прокопьевича Дикого. Дарья Бакшеева и Алена Васильева в разных составах исполнили роль Варвары, которая сбежала из дома подальше от материнской тирании. Евгений Лохов и Виктор Наумов сыграли ее возлюбленного Ваню Кудряша. Трофим Пустильник был в роли прогрессивного Кулигина, занимающегося чуть ли не восточными практиками во время действия. Эпизодические роли сыграли: Шапкина – Станислав Грицких, Феклушу – Галина Баврина, Ксения Жаркова, Глашу – Екатерина Миничева, сумасшедшую барыню – Кристина Долгих, Настасью – Светлана Родионова, убогую – Ангелина Ойстрик и лакея – Константин Агеев.

В целом постановка получилась очень динамичной и живой. Чувствуется, что сами молодые артисты испытывают от игры удовольствие. В спектакле много коротких песен и припевок, которые исполняют герои. Несмотря на то, что речь в постановке идет о желании вырваться из гнетущих обстоятельств, история уже не прочитывается так, как в советском курсе литературы, когда гроза была символом народного недовольства, а Катерина – «лучом света в темном царстве». Ведь историй о том, как старшее поколение навязывает свою волю детям, хоть отбавляй в современной действительности.