01.04.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
01.04.2011 12:00

Спасать людей – занятие по душе

Недавно в Иркутской области наградили медалью «За боевые заслуги» жителя города Саянска Дениса Зорченко. Высокой награды сибиряк удостоился за участие в успешной операции по освобождению российского танкера «Московский университет» от сомалийских пиратов. 5 мая 2010 года в Аденском заливе корабль «Московский университет», под флагом Либерии перевозивший из Красного моря в Китай сырую нефть, подвергся атаке пиратов. Команде корабля из 23 человек удалось заблокировать управление и закрыться в румпельном помещении. Им пришлось почти сутки выдерживать осаду пиратов, пока не подоспела помощь.

Корабль с десятью пиратами 

– Каждую минуту того дня я помню так хорошо, как будто это было вчера, – говорит младший сержант запаса Денис Зорченко. – Проходить службу на борту противолодочного корабля «Маршал Шапошников» меня направили через полгода после призыва. «Маршал Шапошников» сопровождал гражданские суда в Аденском заливе, где риск захвата их пиратами наиболее велик. В этом проливе нет больших волн, чем успешно пользовались пираты для нападений.

Корабль, на который попал Денис, сопровождал караваны через Аденский пролив из Красного моря в Индийский океан и обратно. Обычно 15–18 кораблей выстраивались в две колонны. При следовании через опасный пролив на каждом судне находилось по шесть вооруженных морских пехотинцев. «Маршал Шапошников» замыкал колонну.

– С пиратами за два месяца мы ни разу не столкнулись. Но всегда были начеку. Регулярно проводили тренировки – «освобождали» захваченный пиратами корабль. В полном обмундировании инсценировали штурм корабля.

В то время Денис и представить не мог, как ему впоследствии пригодятся полученные навыки. Испытание не заставило себя ждать – в мае 2010 года экипаж узнал, что судно «Московский университет», которое они сопровождали накануне, было захвачено пиратами.

– Мне не верилось, что корабль, с командой которого мы совсем недавно общались, захватили. А тут они вышли на связь с нашим командиром и сообщили, что их корабль атакован пиратами, а они заблокировали управление корабля и заперлись в румпельном отделении, – вспоминает Денис Зорченко. – Пираты пытались «выкурить» экипаж оттуда, поджигали, пытались взломать двери. Медлить было нельзя. Мы сразу же направились на помощь.

Через 12 часов «Маршал Шапошников» приблизился к дрейфовавшему танкеру. Огни на корабле были погашены. На борту «Маршала Шапошникова» находилось два спасательных вертолета морской палубной авиации. Сначала военные планировали на одном из вертолетов подняться над «Московским университетом» и спустить группу моряков по веревке на палубу.

– На вертолете мы полетели вшестером. Едва увидев нас, пираты открыли беспорядочную пальбу. Опасную затею решено было оставить, – говорит Денис. – Командир принял решение вернуться на площадку «Шапошникова». Мы, разделившись, сели в шлюпки и направились к танкеру. В это время другие ребята отвлекали пиратов, стреляя над кораблем. Было темно, и чтобы освещать нам путь, они запускали сигнальные ракеты.

Приблизившись к кораблю, военные хотели при помощи «кошек» забраться на палубу. Но борта были обтянуты колючей проволокой, поэтому попытки закрепить оборудование успехом не увенчались. Обойдя вокруг корабль, морские пехотинцы увидели лодку пиратов.

– На наше счастье она была привязана к танкеру канатом. По нему мы и решили взобраться, – вспоминает Денис Зорченко. – Вот тут-то нам и пригодились те умения, которые мы получили во время тренировочных занятий. И взобраться по канату особого труда не составило. Правда, он был испачкан мазутом и сильно скользил. Первым, преодолев восьмиметровый борт, на палубу взобрался мой сослуживец Никита Попов, еще один моряк, а потом уже я и все остальные. Когда наша команда поднялась на палубу, мы сделали несколько предупредительных выстрелов в воздух. Пираты сначала хотели оказать сопротивление, но потом все-таки сдались. К тому же, они уже расстреляли практически весь запас боеприпасов. Можно сказать, что пираты фактически были взяты врасплох, так как не ожидали с нашей стороны таких решительных действий. Мы изъяли у них оружие: семь автоматов Калашникова, два гранатомета. Их было десять человек. Один из пиратов был ранен. Еще один убит до этого в перестрелке. Вся операция заняла 20 минут.

Обезоруженные пираты уже не выглядели столь устрашающе. Скорее наоборот – высокие, худые, изможденные, под действием наркотиков. Пехотинцы их связали и охраняли по очереди. На вопрос, было ли страшно, Денис отвечает, что стало страшно тогда, когда все закончилось. А в тот момент он ни о чем не думал – нужно было выполнить свой долг и спасти людей. Позже у пиратов отобрали средства навигации, посадили в надувную лодку и отпустили. Через час лодка с десятью пиратами исчезла с радаров.

Всем участвовавшим в операции морским пехотинцам выдали нагрудные знаки «За борьбу с пиратами». Денис, наверное, единственный в Приангарье, у кого есть такой знак отличия. Подробности этой громкой операции обсуждали во всех СМИ. Проведенную военными спасательную операцию высоко оценил глава государства Дмитрий Медведев. На встрече с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым он поблагодарил ведомство и отметил профессионализм штурмовой группы:

– Молодцы, четко сработали. Хотел бы, чтобы вы подготовили представления о награждении всех наших, кто принимал участие в освобождении танкера. Четко, профессионально, быстро.

Жизненные планы

В Саянск Денис вернулся летом прошлого года. Своего жилья у парня нет. Детство Дениса прошло в детском доме, куда он со своими младшими сестрами попал после лишения их матери родительских прав.

 Когда я был маленький, мы жили в Ангарске. Мама работала на керамическом заводе. Потом переехали в Зиму. Здесь она попала в дурную компанию, увлеклась алкоголем, – рассказывает Денис.

Постепенно многодетная семья привлекла внимание органов социальной защиты населения и милиционеров. Однажды в дом нагрянула проверка, после которой инспекторы поспешили изъять детей из семьи. Малышей определили в Зиминский приют «Надежда».

– Сначала было очень грустно. Первое время хотелось домой. Мы сильно скучали по маме. Она нас часто навещала. Потом привыкли. В приюте было жить лучше, чем дома. Было тепло. Дома у нас часто не было дров, и мы замерзали. Кормили нормально, – вспоминает Денис. – Через три года меня отправили в детский дом в Залари, двух моих сестренок в Хор-Тагну.

Мать умерла, когда Денису исполнилось 18 лет. Уже в Заларях Денис окончил девять классов. Кстати, в школу он пошел только в 11 лет, потом получил водительское удостоверение и окончил курсы автослесаря.

Сейчас Денис оканчивает вечернюю школу и планирует устроиться на работу в МЧС. Говорит – воевать не понравилось, а вот спасать людей пришлось по душе. Для своих лет парень он серьезный, рассудительный.

– Я устроюсь на работу в пожарную охрану, чтобы сестренкам помогать. Потом уже пойду учиться в вуз. Наверное, в политехнический. Мне физика, математика легко даются, – говорит Денис Зорченко.

Есть у Дениса одна заветная мечта – чтобы они с сестрами снова были вместе, жили в одном доме, как раньше. Сейчас Дениса приютила родная тетя, у которой двое своих детей. В крохотной квартирке ютятся пять человек. Денис уже подал документы на получение жилья. В очереди он 13-й. Успеет ли он до 23 лет получить квартиру (именно до такого возраста имеют дети-сироты льготу на получение жилья) – покажет время. Скорее всего, его мечта будет погребена под грудой бюрократических отписок. Хотелось бы, чтобы чиновники, в чьих силах помочь нашему земляку, обратили внимание на скромного парня из Саянска Дениса Зорченко, который, рискуя жизнью, совершил мужественный поступок.