06.04.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
06.04.2011 12:00

Анатолий Попов: Все артисты – мечтатели

Бенефис одного из самых известных и любимых актеров Иркутского областного театра кукол «Аистенок», заслуженного артиста РФ Анатолия Попова состоялся в минувший понедельник. Он был посвящен его 60-летию и 35-летию творческой деятельности. Поздравить юбиляра на аллею в весеннем парке, в которую в этот день превратилась сцена «Аистенка», пришли не только персонажи из спектаклей, но и коллеги из других театров, друзья и чиновники. Каждый стремился признаться в любви артисту, на ролях которого выросло не одно поколение детей.

Творческий диапазон Анатолия Попова многогранен. Ему подвластны лирические и острохарактерные, комедийные и трагические роли. Недаром многие из них были отмечены театральными критиками на фестивалях и конкурсах. А образ Ангела «Д» в спектакле для взрослых «Божественная комедия» был удостоен премии губернатора в области культуры и искусства. Эту же награду получили постановки «Маленький принц», где Анатолий Попов играет Короля, Дельца и Географа, и «Стрелец», где артист исполнил роль Царя.

Являясь творческим лидером театра, на своем вечере Анатолий Попов произнес монолог о весне и начале своей жизни со свойственным ему юмором:

– Родился я 1 апреля, рано утром, поэтому не знаю, смеялась ли деревенская акушерка, когда я появился на свет. Но знаю точно, что после этого жизнь потекла быстро, интересно и – главное – весело. В детстве я, как и все, мечтал быть либо почтальоном, либо космонавтом, но когда пришло время выбора, родители сказали: нужно заниматься серьезным и важным делом. И я научился водить кукол…

После представления артист в своей гримерной дал интервью газете «Областная».

– Анатолий Семенович, откуда вы родом?

– Я родился в селе Мальта Усольского района Иркутской области.

– Как вы выбрали профессию артиста театра кукол?

– Тогда это было довольно обыденным делом – пришел поступать в театральное училище на одно отделение, по каким-то причинам не подошел, и тебе предложили учиться на другом. Многие артисты таким образом выбрали себе профессию на всю жизнь. А вообще желание быть актером – это следствие моего знакомства с кинематографом и редких посещений ТЮЗа. Закончил я Иркутское театральное училище, а после него по распределению поехал на три года в Алма-Ату, задержался там на пять лет, но потом все равно мне домой захотелось, и я приехал в Иркутский театр кукол.

– Говорят, вас звали и в другие театры, например, в драматический, но вы остались в театре кукол. Чем вам приглянулся этот сложный и странный театральный жанр?

– Возможностью делать такое, чего нельзя в других театрах. Вначале к театру кукол все относятся скептически: да ну, что там делать – взял куклу и пошел на сцену. Но это не так. У нас даже был случай, когда ставили «Божественную комедию» и народный артист РФ Виталий Венгер изъявил желание сыграть Создателя. На него надели маску, а он спросил: а как играть-то? И отказался. Он, кстати, был моим педагогом в театральном училище, и я многому у него научился.

– Как же создать удачный образ в театре кукол?

– Принцип тот же, что и в драматическом театре. Сначала нужно ощутить героя изнутри. Ты долго приспосабливаешься к кукле, пытаешься вместе соединить то, что она может, и то, что в тебе зарождается. Когда все это складывается, тогда роль и получается.

– Театр, по сути своей, имеет ритуальную природу, а театр кукол – и подавно, а вы как к этому относитесь?

– Как ни странно, у многих артистов театра кукол отношение к своим партнерам по сцене довольно мистическое. И для того чтобы не навредить ни себе, ни кукле, нужно ее любить. Как ты к ней относишься, так и она тебе будет помогать или мешать на сцене.

– Какие роли вам интереснее всего играть?

– Мне нравятся яркие характерные персонажи. Это любят играть все. У меня много таких ролей начиная с училища. Помню, однажды я сыграл Шакала в спектакле «Сэмбо». После этой роли мне педагог по искусству сказала: «Попов, идите, погуляйте, я после вчерашней постановки видеть вас не хочу!» Настолько отвратительного и подлого героя я сыграл. Она была очень эмоциональный человек и только через неделю пустила меня на занятия. Таких персонажей очень тяжело сыграть, и в то же время тяжело не попасть под влияние этого образа.

– Есть куклы, которые похожи на вас?

– Они, как правило, все похожи. Не знаю, почему так получается, но когда делают фотографии во время спектакля, лицо артиста и физиономия куклы, как правило, идентичны. У меня нет особо любимых ролей, я ко всем отношусь хорошо, и одновременно с каждым персонажем у меня сложные взаимоотношения – нужно ведь сначала войти в тот мир, где предстоит существовать ближайшие несколько часов. Допустим, вот этот Заяц из спектакля «Страсти по Насте», вероятно, относится ко мне хорошо, потому что помогает мне на сцене.

– Большинство спектаклей театра кукол – для детей, ощущаете ли вы в связи с этим какую-то особую ответственность?

– В театре всегда правильно утверждение: развлекая, поучай! Но специально чему-то учить детей бесполезно – они не будут смотреть спектакль, будут шуметь, вертеться. А если они верят в то, что происходит на сцене, понимают, что их не обманывают, то следят за каждой репликой, живо реагируют на все, что происходит на сцене. Есть ли эмоциональный отклик на твоего персонажа, как правило, чувствуешь во время спектакля. Тогда и учишь хорошему, не поучая.

– Есть ли у вас та заветная роль, которую вы бы хотели сыграть?

– Для театра кукол мало пишут и не всегда удачно, поэтому выбирать мало из чего можно. А из серьезного мне бы, конечно, хотелось сыграть короля Лира, и как-то был разговор об этом с режиссером. Но это сложно, должна прийти идея о том, как это сделать. Если в драме – вышел на сцену и прочел монолог так, как ты его понимаешь, то у нас, прежде всего, должен быть изобразительный ряд, который настраивает зрителя на восприятие того, что будет дальше происходить. Художник должен очень серьезно к этому подойти.

– Какими качествами должен обладать актер театра кукол?

– Прежде всего, театр кукол нужно любить. Многие думают: вот окончим училище, и дальше будет легче. Ничего подобного! Как говорят, в театре только первые 15 лет тяжело, а потом еще хуже! Многие молодые артисты сегодня уходят, когда понимают, что где-то можно заработать больше, но если искренне любишь профессию, то никакие деньги тебя не сманят. А когда наступает свобода в том, что ты делаешь, страх перед выходом на сцену проходит, и остается чистое удовольствие. Но работа на сцене – это каждодневный тяжелый труд.

– Есть место в вашей жизни кроме театра каким-то увлечениям?

– Прежде всего, конечно, это книги. Сейчас я перечитываю классику, а раньше любил историческую литературу и фантастику, как все мечтатели. Актеры ведь все мечтатели. Я сложно воспринимаю современную литературу, фантастика совсем жуткая, а так как я человек впечатлительный, даже фильмы ужасов не смотрю. Конечно, иногда любопытно глянуть, что там напридумывали, но боюсь, я потом всю ночь не усну (улыбается).

– О чем же вы мечтаете?

– Мечтаю увидеть то, что не довелось. В Германии я в свое время побывал, а вот во Франции, например, еще не был. Так что есть куда стремиться.