Вернисаж в темноте
Небольшие пятна света карманных фонариков выхватывали из темноты отдельные детали произведений искусства. Вот прохожий с зонтиком на одной из картин Александры Мартыновой, вот церковь в синих сумерках «Святок» Марины Синишиной, а это деревянные домики на полотнах Вячеслава Глинского и прохожие в мерцающих красках вечерней улицы Иерусалима Регины Присяжниковой. Каждый зритель мог рассмотреть только то, что позволял небольшой кружок света. В минувший вторник в иркутской галерее современного искусства «Дом художника» открылась выставка «Точка».
Света в зале не было не потому, что внезапно отключили электричество – мрак был обязательным условием хэппенинга (акта творчества, в котором принимают участие посетители. – Авт.). Гостям на входе выдавали маленькие фонарики в обмен на автограф на большой афише. Так заявили о себе участники нового творческого объединения «Точка», в состав которого вошли известные иркутские художники: Регина Присяжникова, Вячеслав Глинский, Александра Мартыноваа, Марина Синишина и Сергей Белов.
Открытие выставки также состоялось в темноте.
– Мы пригласили вас сюда не в качестве зрителей, а как участников выставки, – обратилась к гостям Регина Присяжникова. – Это называется хэппенинг. Я прошу каждого найти на картине свою точку, чтобы вы своим лучиком света обозначили цвет. Переведите ваши фонарики на потолок. Это наша с вами общая точка света, теперь вы причастны к нашей выставке. А теперь можно включить свет.
Свет включили под несмелые протесты публики, которой явно хотелось «продолжения банкета». И хотя в Иркутске подобный вернисаж – необычное явление и многие люди старой закалки так и не поняли, зачем все это нужно, всем остальным все-таки хотелось, чтобы представление продолжалось.
– Мы назвали творческое объединение «Точка», потому что это многозначное слово – и графический, и музыкальный, и математический, и литературный знак, – пояснила Регина Присяжникова. – Он может означать конец предложения и продолжение. Для нас же, художников, точка – это элемент живописи и графики, потому что мы ставим точку, пишем линию и уходим в цвет.
Кстати, в отличие от многих вернисажей современного искусства здесь даже при полном освещении было на что посмотреть, ведь всех участников нового творческого объединения «Точка» можно назвать состоявшимися художниками. Работы каждого из них узнаваемы зрителями в силу индивидуального творческого почерка. Это мерцающая, лиричная живопись Регины Присяжниковой, тончайшая цветная графика Марины Синишиной, наполненные вибрациями смысла и цвета работы Александры Мартыновой, словно сюжеты сказочных историй картины Вячеслава Глинского и эксперименты мастера фотонатюрморта, а также профессионального художника Сергея Белова.
Выставка, как и все события в этом году, посвящена 350-летию Иркутска. И город действительно главный герой многих полотен авторов.
– Иркутск – точка неподвижная, а мы, художники, имеем способность передвигаться, путешествовать, – подчеркнула Регина Присяжникова. – Поэтому мы и решили соединить здесь точки наших путешествий.
Четверо художников творческой группы были в 2010 году во Франции, в городе Аннси, на пленэре. Кроме того, каждый из авторов в отдельности неоднократно путешествовал по миру. Посещения разных городов и стран, пленэр в Иркутске и на Байкале вдохновили на создание ярких образов. В своих картинах каждый из авторов дал свое видение этих географических точек Африки, Франции, Израиля и России.
– Мы сегодня вместе с художниками путешествуем по миру, но нам хочется, чтобы эта точка отправления всегда была точкой возврата, – отметила председатель регионального отделения Союза художников РФ Наталья Сысоева. – Конечно, самые яркие впечатления получаешь в путешествиях, ведь именно там родилось огромное количество не похожих на вас интересных произведений. Но нам бы хотелось, чтобы вы всегда возвращались в Иркутск.
Оценить «Точку» искусства иркутских художников можно будет до 21 апреля.