Иркутские ученые изучают воздействие на природную среду

В феврале 2010 года восемь молодых ученых из Иркутска получили гранты президента РФ по 600 тыс. рублей на реализацию своих инновационных проектов в течение двух лет. На страницах нашей газеты мы рассказываем о том, к каким результатам за год работы пришли ученые благодаря этой господдержке. Старший научный сотрудник Института географии СО РАН Светлана Мясникова занимается исследованием реакций природных систем на различные воздействия. За основу она взяла лесные системы, которые могут подвергаться катастрофическому антропогенному и природному воздействию.

– Светлана, расскажите, чему посвящена ваша работа?

– Я посвятила свою работу изучению закономерностей функционирования природных систем. Выясняю, как можно регулировать состояние природной среды, зная эти закономерности. Например, в лесопользовании при регулировании запаса древесины. Я ищу ответ на вопрос: каким образом можно увеличивать этот запас с минимальным вредом для природы и максимальной выгодой для природопользования. Если мы знаем, от каких факторов зависит величина запаса, то можем его определенным образом регулировать. Есть различные механизмы, которые позволяют восстанавливать лес на том или ином участке после пожара или вырубки, например. Зная их, мы можем получать лес из той древесины, которая нужна именно нам.

– Вы разрабатываете общую модель для всех видов систем?

– Да, разрабатываются математические модели, описывающие механизмы взаимодействия различных компонентов природных систем. Однако на разных лесных территориях модели будут немного изменяться, но всегда действовать будет один принцип. Если мы посадим дерево, оно в любом случае будет расти. Может, в одной местности оно вырастет не такое крупное, как в другой, но оно все равно вырастет.

– Вы изначально рассчитывали получить какой-то определенный результат?

– Определенные результаты были получены еще до гранта. Я изучила механизм взаимодействия природных систем на примере горно-таежных лесов. И мне стало интересно, как полученные результаты ввести в природопользование, чтобы появилась возможность научно-обоснованного регулирования воздействия на природную среду.

– То есть вся ваша работа основана только на теории?

– Не совсем. Есть специальные модельные участки, на которых ведутся исследования. Специалисты следят, как изменяется участок леса за определенный промежуток времени. Это горно-таежные леса на хребте Хамар-Дабан. Там мы выделили два вида участков – те, что подверглись рубке или пожару, и те, что остались неизменны. Анализируя разницу между ними, мы можем понять, как взаимодействуют компоненты в среде, как они друг на друга влияют. Например, что произойдет в системе, если изменится поверхностный сток после пожара. Конечно, это не натурное моделирование – мы не пойдем рубить лес, мы рассчитаем это теоретически.

– В своем исследовании вы использовали какие-то определенные методики?

– Подход, который я развиваю, – геосистемный, принадлежит Виктору Борисовичу Сочаве. Он предусматривает взаимосвязи между компонентами природных систем и их регулирование.

– На что вы потратили средства, которые выделялись в рамках гранта?

– Часть средств ушла на приобретение оборудования для экспедиций, часть – на проведение экспедиций. Также мы приобрели лесотаксационные материалы – база данных с характеристиками лесов.

– Какова практическая значимость вашего исследования?

– Наш опыт может использоваться в природопользовании. Он позволит экономить финансовые средства и сохранить окружающую среду. Исследование актуально и в связи с пожарами, которые были прошлым летом.

– Вы единственная, кто в прошлом году получил грант именно в области географической науки. Что отличает исследование в сфере географии от других наук?

– Особенность всех географических исследований заключается в том, что они долговременны. Чтобы получить результат, нужен как минимум один год. Но чтобы проследить, как развивается природный процесс, от чего он зависит и как его можно регулировать, необходимы десятилетия.

– Вы прогнозировали какой-нибудь результат, который получите через два года?

– Уже готовы теоретические выкладки. Сейчас мы готовимся к летним полевым работам. Обновляем космические снимки, которые позволят получить промежуточные данные.

Итогом географической работы всегда является географическая карта. Я предполагаю, что это будет прогнозная карта. Например, каким будет максимальный или минимальный запас леса с учетом тех характеристик, которые сейчас есть в природе. Это будет серия карт в научных статьях. 

– Когда срок гранта закончится, вы продолжите работу?

– Конечно. Если получится, мне бы хотелось ввести в работу экономическую составляющую, чтобы выразить эффект от своего исследования в денежном выражении.

 

Делегация школьников Приангарья поедет на Байконур


Делегация из школьников и молодежи из Приангарья 22 апреля отправится с экскурсией в город Байконур. Поездка организована в рамках мероприятий, посвященных 50-летию первого полета человека в космос. Об этом губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву сообщил министр образования региона Виктор Басюк.

Министр пояснил, что во всех муниципальных образованиях Иркутской области был проведен отбор среди лучших школьников и воспитанников детских домов. По результатам конкурсного отбора экскурсионными путевками на Байконур награждены 50 человек. В состав делегации также вошли представители молодежного «Байкальского клуба», кандидаты в молодежное правительство Приангарья, представители рабочей молодежи из Казачинско-Ленского, Нижнеилимского, Усть-Кутского и Бодайбинского районов.

Как сообщает пресс-служба правительства, в программу пребывания иркутян включены экскурсии на различные объекты легендарного космодрома. Ребята смогут освоить основы конструирования мини-ракет, посетят стартовые комплексы и монтажно-испытательные корпуса, увидят сборку космического корабля и ракетоносителей. Кроме этого, делегации из Приангарья покажут место старта Юрия Гагарина.