08.04.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
08.04.2011 12:00

Светлана Кулинич: Репутация для общественной организации – основа доверия

11 апреля в пятый раз в областном центре состоится уже ставшая традиционной ежегодная встреча губернатора Иркутской области с активом, благотворителями, партнерами и благополучателями Иркутского регионального отделения Российского Детского фонда. Накануне торжества корреспондент газеты «Областная» встретился с председателем Иркутского регионального отделения Светланой Кулинич. Разговор начался с обсуждения вопроса, насколько развита в нашем регионе благотворительность и как складываются отношения Детского фонда с властью и бизнес-структурами.

– В современной России благотворительность, которой претят шумные пиар-акции и самолюбование, трудно пробивает себе дорогу. Пока у нас грустная картина. Сирот, по официальной статистике, 7 тысяч 444. Я полагаю, что эта цифра до конца так и не уточнена.

Настораживает факт: две тысячи детей ежегодно сиротские учреждения передают в семьи, столько же ежегодно становятся воспитанниками детских домов и приютов. В итоге социальное сиротство нисколько не сокращается. Чтобы кардинально изменить положение детей, необходимо объединять усилия власти, бизнеса и общества. Опыт показывает, что только при тесном взаимодействии, взаимопомощи удается не просто решить отдельные проблемы, но и добиться эффективности.

– Что такое, на ваш взгляд, благотворительность? Это вынужденная акция или осознанная потребность?

– Я считаю, что у людей должна быть осознанная необходимость творить благие дела, тогда будет и эффективность. К сожалению, сегодня еще не сформирована в массовом общественном сознании необходимость занятия благотворительностью. Рядовой житель подчас считает, что заниматься благотворительностью это не его дело. На самом же деле, творить благо может любой человек, даже самый небогатый.

– Как Детскому фонду удалось стать самой сильной областной общественной организацией, помогающей детям?

– Это произошло не сразу, не в одночасье и не за один год. Детский фонд очень сложно возрождался в 90-е годы, развивался с трудом, потому что у нас никогда не было высоких покровителей. Время все расставило на свои места.

Последние семь лет в Иркутском региональном отделении наблюдается положительная динамика: из года в год у нас появляются новые благотворительные программы, мы обретаем новых друзей, спонсоров и партнеров. Сегодня Иркутским отделением Детского фонда успешно реализуется 23 программы. За два последних года нам удалось привлечь денежных средств и товарно-материальных ценностей на сумму около 60 миллионов рублей. Иркутское отделение занимает второе место среди региональных организаций Детского фонда России.

– Как выстраиваются отношения с властью и бизнес-структурами?

– У нас сложилась четкая модель взаимодействия и с властью, и с бизнесом. Сотрудничество строится на основе полной отчетности и прозрачности. Мы обозначаем проблему: говорим, кому хотим оказать помощь, в какой мере и на что будут потрачены благотворительные взносы.

Сотрудничество всегда развивается поступательно. Сегодня у нас разработана своя модель взаимодействия и с властью, и с бизнесом. С властью – на условиях сотрудничества, в рамках подписанного соглашения, с бизнесом – договоры пожертвования на конкретные цели, еще раз повторяю, со строгой отчетностью за полученные средства. В последнее время правительство региона стало заключать экономические договоры с представителями бизнеса, отдельной строкой прописывая социальное сотрудничество. В документах уже заложены проекты, которые должны работать на территории. Это первый шаг. Теперь должен быть второй: проекты необходимо реализовывать в сотрудничестве с общественными организациями. Готовность людей делать добрые дела, помогать слабым должна поощряться обществом.

Относительно бизнеса: у нас огромнейшая группа предпринимателей разного уровня уверены, что если они платят налоги, то больше их ничего не касается. Эта та категория руководителей, в которой кто-то когда-то «не разбудил» сердце и душу… Наверное, будоражить их, говорить о благих деяниях просто необходимо.

Есть еще одна группа бизнеса, которая, занимаясь благотворительной деятельностью, мелькает в СМИ с красивыми яркими акциями, преследуя при этом рекламные цели. Они проводят, особенно в период выборов, две-три акции, а потом исчезают.

Третья группа – это, в основном, руководители крупных предприятий, у которых осознанно сформирована необходимость заниматься благотворительными программами и решением социальных проблем. Они отчетливо понимают, что государство не всегда справляется с социальными проблемами. А социальная напряженность никому не нужна, в том числе и представителям бизнес-структур. Именно в этой группе предпринимателей самое большое количество наших партнеров.

– Что, по-вашему, важнее для успешной работы общественной организации – опыт, репутация, личные качества руководителя?

– В нашей работе все важно. Но главное, на мой взгляд, – это репутация. Если организация запятнала свое имя, если что-то делалось нечестно, то организацию нужно закрыть и на этом поставить точку.

Общественные организации очень уязвимы, они все на виду, что бы ни случилось внутри, окружающие люди об этом быстро узнают. Репутация для общественной организации – основа доверия. А если доверие утрачивается, восстановить его уже невозможно. Есть репутация – есть друзья, есть партнеры, есть доверие, есть реальная работа.

– Коли мы заговорили о друзьях, хочется задать вопрос: много ли друзей у Детского фонда?

– Да, друзей у нас много. На встречу мы приглашаем более трехсот гостей, не делая различий на крупных и мелких. Например, мы всегда очень хорошо сотрудничали с Алексеем Соболем. Это человек, который, попав в бизнес, став крупным руководителем, отчетливо понял, как должна выстраиваться благотворительность. Понимание возникало с полуслова и переросло в многолетнее партнерство. У него высокий профессиональный взгляд на эту сферу.

Хочется отметить еще одного человека. Я, к сожалению, не имею права назвать его по имени. Он человек православный и живет по православным заповедям, искренне считая, что если имеет какой-то доход, должен обязательно поделиться десятиной. На сегодня он наш самый крупный частный благотворитель. Причем он делает это абсолютно бескорыстно, более того, полагает, что это дело должно быть тихим, нехвастливым. Это самый высокий уровень благотворительности.

Активно помогает нам молодая компания ООО «Газпром добыча Иркутск». Руководство предприятия сразу пришло к выводу, что должно сотрудничать с Детским фондом. Андрей Татаринов – большой руководитель, занятый производственной сферой, находит возможность лично присутствовать на открытии спортивных площадок, которые возводятся на средства компании.

Очень надеюсь, что в перспективе у нас будут укрепляться связи с ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Достигнута договоренность о сотрудничестве с руководителем компании Игорем Рустамовым. Особо хочу отметить энергоугольную компанию Иркутскэнерго, которая сотрудничает с Детским фондом со дня его основания. Когда-то они были просто спонсорами, потом стали нашими партнерами, сейчас являются генеральными партнерами. Более того, в текущем году компания вдвое увеличила помощь детям, страдающим от сахарного диабета. Надо видеть радость главного детского эндокринолога области Ольги Дик, когда она отправляет в районы глюкометры и тест-полоски, приобретенные на средства Иркутскэнерго.

Есть частные благотворители, перед которыми просто нужно снять шляпу. Иногда к нам приходят очень маленькие суммы: 100 рублей, 50 рублей, особенно когда объявляется сбор средств на лечение детей. Мы понимаем, от кого эти деньги – конечно, от пенсионеров. На все наши призывы всегда первыми отзываются пенсионеры, за что им особая благодарность.

О богатых людях, к сожалению, этого не скажешь. Жажда накопления, ссылка на то, что деньги должны быть в обороте, цинична. Пусть люди богатеют, но при этом они должны быть человечными. Ведь есть, наконец, человеческая заповедь: тот, кто отдает – прибавляет! Когда ты что-то отдаешь, у тебя в душе появляется свет, это очень важно. Нельзя все время грести под себя, нужно остановиться и облагодетельствовать кого-то: больного ребенка, семью, инвалида…

– Вы довольны результатами своей работой?

– Если говорить о результатах работы Детского фонда, то остается некая двойственность ощущений: с одной стороны, мы концентрируем свои усилия на решении какой-то острой проблемы – увидели, например, рост заболеваемости детей туберкулезом, открыли новую программу «Детский туберкулез», получили хороший результат. Но, с другой стороны, нет, и не может быть удовлетворения в решении такой глобальной задачи, как помощь нуждающимся. Просто надо работать. И если в этой работе выстроить по-настоящему действенную систему взаимоотношений «Общественность – власть – бизнес», можно решить очень много, в том числе и застарелые проблемы.