За лося и косулю ответят
По закону и в соответствии с новыми штрафами
Не успел закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области», направленный против черных лесорубов, заработать во всю мощь, как потребовал поправок. Об этом заявил на заседании комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве его председатель Юрий Фалейчик:
– Если, как предписывает закон, представлять все данные на бумажных носителях, то, как выяснилось, мы просто утонем в бумажном море. Поэтому предлагается перейти на электронное декларирование.
Члены комитета не только одобрили этот вариант и еще ряд небольших поправок в закон, но и решили не тянуть с их принятием, а узаконить уже в первом чтении. Таким же образом поступили и с поправкой в закон «О порядке использования средств областного бюджета для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов».
Как рассказал руководитель службы по охране и использованию животного мира Андрей Николаев, из-за закона сократилось областное финансирование. Закон разрешает выделять из областного бюджета сумму, не превышающую объем субвенций из федерального. Если в этом году федеральный бюджет расщедрился на 11,9 млн, то областной должен ему соответствовать и выделить такую же сумму и не более. А расходы службы растут и не укладываются в прокрустово ложе закона.
– Все деньги практически уходят на зарплату инспекторам, – резюмировал Андрей Николаев. – В то же время у нас в 19 районах нет автотранспорта и ни в одном районе нет снегоходов. А как без них ловить браконьеров?
Депутаты санкционировали изменения в закон, но поинтересовались, сколько штрафов взыскала служба. По словам Николаева, пока немного – 800 тыс. рублей в прошлом году. Но это говорит не об отсутствии рвения у инспекторов, а о мизерности штрафов. За лося, например, всего 5 тыс. рублей, а за косулю – 3 тыс. Но сейчас вводится новая штрафная шкала, которая станет существенным подспорьем областного бюджета. Убийство лося без лицензии обойдется охотнику в 45 тыс. рублей, а той же косули – в 24 тыс. рублей.
Еще месяц назад депутаты, неудовлетворенные ходом подготовки ложа будущего водохранилища Богучанской ГЭС, затопление которого начнется уже в конце нынешнего года, обратились с депутатским запросом «Об обеспечении интересов населения Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС» к губернатору области.
Ожидалось, что ответ озвучит первый зампредседателя правительства Владимир Пашков при участии целого ряда министров. На заседание комитета пришел министр строительства и дорожного хозяйства Александр Орешков, готовый осветить ситуацию с Богучанкой.
Сочтя такое отношение правительства недопустимым, депутаты хотели перенести рассмотрение запроса на другой срок, но, поскольку откладывать решение проблемы дальше просто невозможно, предоставили слово министру. По сути, ничего нового он не сказал. 21 марта подписан контракт с ОАО «Ленгидропроект» на актуализацию проекта подготовки ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Документация по отметке затопления 185 метров должна быть готова в апреле, а по отметке 208 метров – в сентябре. Правительство РФ зарезервировало в бюджете 844 млн рублей, которые планируется направить на переселение 476 семей из села Кеуль, поселка Невон и Усть-Илимска. Деньги, скорее всего, поступят лишь после окончания актуализации проекта, хотя областное правительство делает все необходимое, чтобы получить средства раньше.
Депутатов интересовало, когда и куда намечено переселение жителей, кто отвечает за это, кто будет вести лесосводку, составлен ли график ведения работ. По данным правительства, сейчас ведется подворная перепись населения, чьи усадьбы попадают под затопление. Это – уже пятая перепись. Последняя, как отметил Валерий Лукин, недавно побывавший в Кеуле, проводилась полгода назад.
– Люди уже четыре года сидят на чемоданах, – сказал он. – А мы их все переписываем. Их уже от этой переписи трясет. Разве для нас неожиданность, что плотину поднимут до 208-метровой отметки? Да это было известно еще три года назад. Сначала говорили: куда хотите, туда и переселим: в Краснодар, в Сочи… Сейчас все сузилось до Братска, еще Саянска. Но ведь дать квартиры – полдела. Людям нужна работа, детские сады, школы…Нужна целая комплексная программа, которой, к сожалению, нет.
По мнению Юрия Фалейчика, правительство слишком медлило с богучанской проблемой. Не проведено ни одного заседания, на котором бы рассматривался весь комплекс вопросов по подготовке ложа водохранилища к грядущему затоплению:
– Мы намерены ждать, когда же будет проведена актуализация проекта. А что такое актуализация? Это экономика и новые технологии. Вся техническая часть остается прежней. Бери и пользуйся ею. Переселять людей мы могли бы начать давно. И вроде бы даже начали, заложили многоквартирный дом в Братске. Но так и бросили не достроив.
Депутаты предложили наполнить ответ на депутатский запрос более конкретным содержанием и представить его на апрельскую сессию.