Кайская гора
Продолжается публикация материалов, посвященных 350-летию Иркутска, в рамках проекта газеты «Областная» «Десять знаковых мест Иркутска». Присылайте свои темы, отвечающие задачам проекта, – рассказать о местах города, которые формируют его неповторимый облик. Сегодня в рубрике мы поведаем о Кайской горе – колыбели азиатских племен.
Мировая археология ориентировочно выделяет на Земле пять мест, где очень давно – 30, а то и 50 тыс. лет назад, поселился человек. Это окрестности Парижа во Франции, Токио в Японии и окрестности Тбилиси, Львова и Иркутска.
Японские и корейские археологи считают, что регион около озера Байкал в самом центре Азии – это колыбель азиатских племен, откуда происходило их дальнейшее расселение.
Герман Медведев,
заведующий кафедрой археологии, этнологии и истории древнего мира ИГУ,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
Заречный – первый район Иркутска
Мы привыкли считать центром нашего города сквер имени Кирова, Вечный огонь славы, нижнюю набережную. Привыкли к тому, что именно здесь в 1661 году, когда Яков Похабов получил грамоту на возведение острога, начинался Иркутск. Но так получилось, что застройка местности, которую сегодня занимает столица Восточной Сибири, происходила гораздо раньше официальной даты основания Иркутска, и даже раньше, чем появилась сама идея о создании здесь крупного города.
Первые иркутяне появились в 1552 году, обосновав зимовье на острове Дьячем (сейчас на этот остров опирается шоссейный мост через Иркут, а сам остров находится под полотном дороги), как раз на опушке леса, от которого сегодня осталась лишь Кайская роща. Постепенно остров застраивался. Первые жилые постройки шли вдоль Ангары, где сейчас расположена набережная левого берега и железная дорога.
Таким образом, когда была объявлена дата начала строительства Иркутского острога, первый район будущего города уже существовал. Его стали называть Заречным. Здесь, по берегу Иркута, ставились сторожевые посты по дороге на юг, в Монголию.
Сегодня этот район называется Глазковским предместьем, предположительно по фамилии казаков Гасковых, которые были среди первых жителей на левом берегу Ангары. Здесь рядом, на улице Касьянова, жил режиссер Леонид Гайдай, снявший фильмы «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие. Знаменитые советские писатели Молчанов-Сибирский, Золотовский, Скуратов тоже жили неподалеку. Здесь находятся железнодорожный вокзал, вагонное депо, резерв проводников, почтамт железной дороги, Иркутск-пассажирская дистанция сигнализации и связи, университет путей сообщения, стадион «Локомотив» и зеленые легкие Иркутска – маленькая тайга в центре города…
Кайская реликтовая роща
«Когда подъезжаешь к Иркутску с востока, поездом или на автомобиле, сразу после станции Кая изумленному взору как-то вдруг открывается перспектива длинной крутосклонной горы с покрывающей ее гривой густого соснового леса», – пишет в одной из своих статей иркутский краевед, исследователь Байкала Валентин Брянский. – Кажется, дальше этот необычный лес уже не кончается, переходя в тайгу… Это хорошо известная каждому иркутянину Кайская гора с Кайской сосновой рощей, названные так по имени заканчивающей здесь свой лесной путь впадением в Иркут речушки Каи.
По-тувински «кай» («хай») – камень, и если берегом Иркута пройти под рощей, то по выходам песчаников можно легко удостовериться в том, что вся гора представляет собой гигантскую каменную глыбу, с которой далеко видна вся округа. С высшей точки города, макушки бывшей водонапорной башни, мне один раз повезло наблюдать круговую панораму города – от плотины до Ново-Ленино, от Топки до кварталов Синюшиной горы».
22 сентября 2006 года городская дума Иркутска закрепила особо охраняемый статус памятника природы для южной и средней части Кайской рощи, включая также территории Ботанического сада Иркутского государственного университета и Глазковского кладбища.
Как уже говорилось выше, деревья Кайской рощи активно вырубались нашими предками для застройки Иркутска. Многие источники утверждают, что в 1684 году на Кае стояла государева мельница, лес для строительства которой также рубили в сосновой роще Кайской горы. Отсюда и пошло название предустьевой части Каи – Мельничная падь.
Позднее роща на Кайской горе стала любимым местом прогулок и активного отдыха жителей Глазковского предместья.
«Здесь собирали грибы, ягоды, травы, катались на лодках, а зимой – на санях. А когда через рощу была прорублена дорога на восток, она стала местом катания на тройках при свете огромных факелов, которые устраивали из установленных вдоль дороги по приказу иркутского губернатора по имени Кличка бочек со смолой, – пишет Валентин Брянский. – В начале века революционные рабочие устраивают в роще маевки. В 1908–1909 годах они были связаны с революционной деятельностью в Иркутске Сергея Кирова».
Около половины северной части Кайской рощи сегодня занимает санаторий «Ангара», который славится ручными белками. Наверное, каждый коренной иркутянин наблюдал за тем, как они с радостью принимают пищу из рук людей, некоторые белки соглашаются даже на фото-сессию.
Кайская роща является единственным в городе массивом реликтовых (то есть появившихся без участия человека) лесов. Этот лес простирался когда-то до самого побережья Ангары. То есть на месте Глазковского предместья буквально несколько сотен лет назад еще стояли деревья. Тотальная вырубка началась со строительством острога, хотя жители Заречного тоже не брезговали древесными ресурсами Кайской горы. Считалось, что именно они первые облюбовали эти места, пока не нашлась самая главная достопримечательность Глазково…
Глазковский некрополь
Несмотря на изобилие разнообразных энциклопедий, научно-популярных фильмов, журналов и книг по археологии, об истории наших предков известно совсем немного. Человек быстро заселяет все уголки планеты, приспосабливая под себя окружающую среду, уничтожая тем самым наследие былых времен, сам того не понимая. Такова наша природа. Тем не менее буквально чудом нам удалось сберечь уникальный археологический памятник, который единственный в мире сохранился в самом центре крупного города. Речь идет о Глазковском некрополе.
Здесь нашли захоронения и стоянки людей, живших более 7–8 тыс. лет назад (неолит) и даже более 30–35 тыс. лет, то есть в поздний период древнего каменного века (верхний палеолит).
Первые раскопки могильника на территории «Циклодрома» (нынешний стадион «Локомотив») провел в 1928 году сотрудник кафедры исторического факультета Иркутского государственного университета Михаил Герасимов после того, как рабочие при рытье ямы под детские качели обнаружили погребение, окрашенное в красный цвет (минеральная краска кровавик, хорошо известная в древности, символизировала источник жизни и средство воскрешения покойников).
Герасимов раскопал более 80 погребений и обнаружил, что около 300 было уничтожено при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали и при застройке города.
В большинстве могил обнаружены мужские тела, гораздо меньше женских и почти нет детских могил. Некоторые ученые предполагают, что к суровым условиям жизни приспособиться смогли только физически сильные особи, что спровоцировало сильнейший демографический кризис, и древние люди, располагавшиеся на территории Кайской горы, вымерли.
По могилам видно также имущественное различие захороненных. Например, в одной могиле обнаружено около 200 предметов, которые лежали на дне ямы, а поверх них, вероятно, гораздо позже, было положено тело мужчины. Предположительно, тело долго пролежало на поверхности, возможно, зашитое в шкуру, оно служило предметом почитания и поклонения соплеменников. Академик Окладников предполагал, что у древних людей существовало бытовое рабство, то есть после смерти хозяина убивали слугу или наложницу, чтобы было кому сопровождать покровителя в царство мертвых.
Сохранением Глазковского некрополя занимается Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Ведутся проектные работы по созданию музея на месте археологического комплекса Глазковский некрополь.