15.04.2011 12:00
Теги
15.04.2011 12:00

Революция в дорожном хозяйстве

Чтобы региональный и муниципальный дорожные фонды начали эффективную работу в начале 2012 года, подготовку к их формированию нужно начать уже сейчас. Такое предложение высказал депутат Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Тен на конференции «Формирование регионального дорожного фонда и перспективы развития дорожной сети», которая прошла 12 апреля в рамках выставки «Стройинновации». По мнению депутата, прежде чем распределять средства регионального дорожного фонда по муниципальным образованиям, необходимо поставить на баланс автодороги области, находящиеся в промежуточном состоянии. На это может потребоваться до 700 млн рублей, которые нужно выделять из областной казны в 2011 году.

Сергей Тен рассказал, что в 1990-х годах размер регионального дорожного фонда был сопоставим с бюджетом Иркутской области. А сегодня объем финансирования дорожной отрасли сократился в десятки раз. Если в 2000 году государство тратило на дороги порядка 3% внутреннего валового продукта, то в 2005 году после упразднения фондов – чуть больше 1%. Для сравнения, в 2001 году в Приангарье было введено в эксплуатацию 46 км дорог и 305 погонных метров мостов, а за последние шесть лет в Иркутской области – 22 км дорог.

– Сегодня 63% региональных дорог и 80% прочих не отвечают нормативным требованиям по транспортному и эксплуатационному состоянию, – добавил Сергей Тен. – До сих пор 82 населенных пункта области не обеспечены круглогодичной связью дорожной сети общего пользования.

В 2012 году должна произойти настоящая революция в дорожном хозяйстве. Неделю назад были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие создание дорожных фондов. Министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Александр Орешков рассказал, что наполняемость фонда в Приангарье может составить до 7 млрд рублей в год, что в 2,5 раза выше объема финансирования в 2011 году из бюджетов всех уровней.

– Создание дорожного фонда для Иркутской области – серьезный прорыв, – отметил Александр Орешков. – В настоящее время разрабатывается региональный закон, который, надеюсь, будет принят не позднее сентября этого года. Ведь дорожные фонды нужно создать не позднее 1 января 2012 года. Из нормативного документа будет ясно, в каком объеме и на какие дороги будут расходоваться средства дорожного фонда Иркутской области. Кроме того, в законе будет разрешена проблема наполняемости муниципальных дорожных фондов.

Дело в том, что источники наполнения муниципальных фондов не ясны. На федеральном уровне формирование денежных запасов произойдет за счет доходов от акцизов на нефтепродукты и бюджетных ассигнований в размере 254 млрд рублей. Региональный дорожный фонд будет аккумулировать средства от акцизных сборов и транспортного налога, собираемого с населения. Кстати, законом предписывается рост акцизов по одному рублю каждый год, начиная с 2011-го. А вот у муниципальных дорожных фондов источников финансирования просто нет. Единственный способ – распределение средств областного фонда по муниципальным образованиям.

Сергей Тен предложил создать рабочую группу, которая займется разработкой правового режима муниципальных дорожных фондов Иркутской области и определит перечень собственных источников пополнения регионального фонда

– В нее должны войти депутаты Заксобрания, представители правительства области, общественных организаций и научных кругов. Рабочая группа должна разработать критерии распределения средств областного дорожного фонда по муниципалитетам, а также проработать вопросы по корректировке нормативной базы. На мой взгляд, необходимо внести изменения в региональную программу «Развитие дорожной сети Иркутской области», которая рассчитана до 2015 года, с учетом увеличения финансирования из дорожного фонда, – отметил Сергей Тен.

Он также призвал региональные власти предусмотреть в бюджете на этот год средства на инвентаризацию дорог и оформление права собственности. В частности необходимо перевести более 9 тыс. автодорог из областной собственности в муниципальную, чтобы исполнить федеральный закон № 131. На все подготовительные мероприятия, по предварительной оценке, потребуется около 700 млн рублей. И выделить их необходимо уже в этом году, чтобы муниципальные образования смогли получить средства из областного дорожного фонда в 2012 году. Спикер Законодательного Собрания Людмила Берлина обратила внимание на то, что есть механизмы привлечения средств из федерального дорожного фонда. Поэтому, по ее словам, нужно обязательно проработать данный вопрос, например, на заседаниях рабочей группы.