18.04.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
18.04.2011 12:00

Виктор Макаров: В службе занятости населения работают самоотверженные люди

Создание государственной службы занятости населения в России 20 лет назад было продиктовано временем – переход на рыночную экономику повлек за собой массовые увольнения. Для обеспечения социальной защиты безработных граждан в апреле 1991 года был принят Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». По всей стране начали функционировать органы службы занятости, которые решали целый круг проблем в сфере содействия трудоустройству населения и социальной защиты безработных. В Иркутской области создано 40 центров занятости населения. За 20 лет в органы службы обратилось более 2,3 млн человек, из которых свыше 1,44 млн были трудоустроены. О работе, достижениях и перспективах службы занятости населения Иркутской области мы побеседовали с ее руководителем Виктором Макаровым.

– До 1991 года в России были бюро по трудоустройству, которые функционировали в составе комитетов по труду. Но если помните, в советское время отсутствовало понятие «безработный», были только тунеядцы. Поэтому можно сказать, что деятельность службы занятости в Иркутской области, как и в других регионах страны, начиналась буквально с нуля. Главной задачей было не только помочь человеку найти работу, но и поддержать его психологически, помочь выбрать сферу деятельности, предложить переобучение на другую специальность. И сегодня население Иркутской области получает весь комплекс государственных услуг в области содействия занятости. Это трудоустройство, профобучение, профориентация, психологическая помощь.


В Приангарье разработан проект программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году. Общий объем финансирования программы составит 299,9 млн рублей, в том числе из областного бюджета – 15 млн рублей. В рамках программы в 2011 году будет обеспечена занятость 9,1 тыс. человек.


– До 2007 года службы занятости населения подчинялись федеральному центру, потом полномочия были переданы субъектам РФ. В чем плюсы или минусы этой реформы?

– Только плюсы. Мы стали плотнее работать с региональными и местными властями. Кроме того, будучи областным органом государственной исполнительной власти, мы можем влиять на ситуацию в оперативном режиме. Например, в 2008 году, когда начался кризис, в Приангарье была разработана программа по принятию дополнительных мер для снятия напряженности на рынке труда. Служба занятости довольно быстро реагировала на изменения на рынке труда и оперативно корректировала реализуемые мероприятия.

– Как совершенствовалась система оказания помощи соискателям работы на протяжении 20 лет?

– Надо признаться, служба занятости в Иркутской области одной из первых в России внедряла новые технологии. Уже в 1993 году на рабочие места специалистов центров занятости были установлены компьютеры, созданы локальные вычислительные сети и внедрена единая информационная система.

В 2001 году, задолго до российского интернет-портала, был создан веб-сайт службы занятости населения Иркутской области. Информация обновляется каждый день, на сайте размещаются данные о вакансиях областного и общероссийского рынков труда. В настоящее время в базе данных находится более 27 тысяч резюме, порядка 22 тысяч вакансий. Наш сайт пользуется большой популярностью – за десять лет его работы зафиксировано более 10,5 миллиона посещений.  

Кроме того, совсем недавно, в 2009 году, во всех наших центрах была внедрена система электронной очереди, которая позволяет упорядочить получение услуг и избежать сутолоки и нервозности.

– Сейчас все органы государственной власти переходят на оказание услуг через электронный портал. Когда ваша очередь?

– Уже сегодня на портале государственных услуг Иркутской области размещена информация о работе центров занятости населения, а также формы и образцы заявлений.

Кстати, еще одно новшество – в конце 2010 года служба занятости получила 16 мобильных центров для проведения консультаций и поиска работы. Мобильные центры уже поступили в территории, где есть отдаленные населенные пункты, в том числе и в северные районы области. Так что теперь служба занятости стала ближе к населению. С помощью мобильных центров специалисты будут выезжать в социальные учреждения для проведения консультаций, на предприятия, где планируется массовое увольнение работников. Это позволит оперативно информировать высвобождаемых граждан в предувольнительный период.

– Какие периоды были особенно напряженными за все время работы службы занятости населения Иркутской области?

– В апреле 1997 года в регионе был зарегистрирован самый высокий уровень безработицы – 4,3%. В этот период в связи с дефицитом средств в фонде занятости образовалась задолженность по выплате пособий по безработице. К концу 1999 года благодаря реализации основных мероприятий активной политики занятости уровень безработицы был снижен до 2,1% и полностью погашена задолженность по пособиям.

– А потом новый кризис, и снова скачок безработицы…

– Да, начиная с осени 2008 года число вакансий резко падало, а соискателей – увеличивалось. Весь 2009 год был особенно напряженным. Но в прошлом году ситуация начала стабилизироваться, количество вакансий и соискателей стало возвращаться на докризисный уровень. Хотя нельзя сказать, что ситуация изменилась качественно – новых рабочих мест практически не появилось. Сегодня вакансий больше, чем безработных. Но в основном требуются рабочие руки за небольшую заработную плату. Служба занятости предлагает соискателям пройти обучение или повышение квалификации. Так, в 2010 году профобучение прошли порядка 15 тысяч человек. Из них 70% – на рабочие специальности.

– Можно сказать, что рынок труда преодолел кризис?

– Ситуация на рынке труда постоянно меняется, продолжается высвобождение работников, в том числе в ходе реформирования вооруженных сил, правоохранительных органов, структур государственной власти. К тому же государство сегодня призывает предприятия переходить на инновационные технологии. А модернизация – это всегда высвобождение. Все это влияет на рынок труда. Опыт работы, накопленный специалистами службы занятости за 20 лет, позволяет снизить негативные последствия безработицы, а также своевременно и эффективно оказать помощь гражданам в поиске работы.

– Работа специалистов центров занятости населения сложная и нервная. Предусмотрена ли программа реабилитации для самих работников службы занятости?

– Хотелось бы, чтобы такие программы были, потому что есть опасность синдрома эмоционального выгорания у наших сотрудников. Зачастую инспекторы выполняют роль психотерапевта. Все рабочее время они посвящают общению с гражданами, а на релаксацию элементарно нет времени. Работа у нас тяжелая, но нужная. И я рад, что в службе занятости населения трудятся самоотверженные, энергичные и любящие свое дело специалисты, которые помогают людям справиться с жизненными неурядицами и найти работу. Поздравляю сотрудников службы занятости населения, наших ветеранов, коллег и партнеров с юбилеем!


В 2010 году в органы службы занятости населения Иркутской области обратилось 7,6 тыс. человек, из них 4,5 тыс. трудоустроено. По сравнению с 2009 годом, количество уволенных из организаций снизилось на 45%. Наибольшее высвобождение происходило в деревообрабатывающей и химической промышленности.