На Госсовете в Иркутске обсудили способы борьбы с наркоманией
Тестирование школьников на употребление наркотических средств может стать обязательным, к досуговым учреждениям, где будет замечена торговля наркотиками применят жесткие меры, порядок продажи лекарств, из которых могут быть изготовлены наркотики, будет пересмотрен, а лечение от наркотической зависимости сделают основной мерой наказания за преступления, совершенные под влиянием наркотиков, – такие меры по противодействию распространения наркотиков в молодежной среде обсуждали в понедельник на заседании Государственного совета РФ в Иркутске с участием президента РФ Дмитрия Медведева.
Наркотики начинают пробовать в пятом классе
Теме борьбы с наркоманией в России уделяется повышенное внимание, в частности, работает Государственный антинаркотический комитет, год назад была принята стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, однако «перемен к лучшему пока очень и очень мало», отметил, открывая заседание совета, президент РФ Дмитрий Медведев.
–То, что наркомания стала проблемой глобального уровня, очевидно. На начало года в стране было официально зарегистрировано 650 тыс. потребителей наркотиков. Но, как заметил президент, по оценкам экспертов, реально их число в разы выше – не менее 2,5 миллиона человек. И 70% из них – это люди до 30 лет. Ежегодно совершается более 200 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. При этом повсеместно идет популяризация потребления наркотиков. Количество сайтов, которые открыто рекламируют наркотики, превышает 10 тысяч – привел данные Дмитрий Медведев. Неудивительно, что наркомания молодеет. За последние пять лет возраст, когда начинают пробовать наркотики, снизился до 11–12 лет, это учащиеся 5–6 классов!
Рабочая группа по проведению Госсовета, которую возглавил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, разработала ряд предложений по усилению борьбы с наркоманией в молодежной среде. В их числе усиление административной ответственности родителей за немедицинское употребление наркотиков несовершеннолетними и введение системы раннего выявления потребителей наркотиков с помощью тестирования среди учащейся молодежи. Еще одно предложение – поддержка антинаркотических кампаний на телевидении, в литературе и кинематографе с помощью грантов и госзаказа.
Кроме того, отметил Дмитрий Мезенцев, необходимо введение системы правового принуждения наркозависимых лиц к социальной реабилитации.
– Сегодня назрела необходимость принятия закона об обязательном нахождении наркопотребителя в медицинском учреждении и законодательное закрепление понятия социальной реабилитации и ресоциализации лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Приангарье – в двадцатке регионов с высоким уровнем наркомании
До начала заседания президент вместе с губернатором посетил областные организации: Центр профилактики наркомании и Центр реабилитации наркозависимых «Воля», где пообщался с представителями общественной организации «Матери против наркотиков».
– В целом мне понравилось, – дал оценку Дмитрий Медведев, – считаю, что вполне адекватные люди этим занимаются, и условия современные. Понятно, это не решает всех проблем, тем не менее, это уже достаточно продвинутый, на мой взгляд, уровень работы.
Однако ситуация с наркоманией в регионе является «усредненной», отметил президент, поясняя, почему Госсовет по этой проблеме было решено провести в Приангарье.
– Далеко не лучшая ситуация: есть места, где очень возрос уровень потребления наркотических средств. Но она, может быть, и не самая тяжелая, поэтому это такой среднестатистический регион, в полной мере, к сожалению, обладающий всеми негативными характеристиками, связанными с употреблением наркотиков молодежью, – отметил Дмитрий Медведев.
Как рассказал главе государства Дмитрий Мезенцев, сегодня Иркутская область действительно находится в двадцатке регионов с высоким уровнем наркотизации, но за последние годы эффект профилактической работы все-таки заметен, подчеркнул губернатор. По его словам, на 40% снизилось число лиц с впервые установленным диагнозом, практически в два раза увеличились средства на профилактику наркомании.
– Во всех 42 муниципальных образованиях области по договору с министерством физической культуры, спорта и молодежной политики региона работают специалисты по реабилитации, – отметил губернатор. – Проводятся профилактические мероприятия с молодежью и родителями. Активную работу ведут и молодежные организации. Недавно созданный «Байкальский молодежный клуб» выступил с инициативой реализации комплексной профилактической программы «Вузы Приангарья – территория без наркотиков». Программа предусматривает информационно-просветительскую работу, создание системы раннего выявления употребления путем анкетирования и проведения добровольного тестирования, индивидуальную коррекционную работу с группами риска с привлечением медицинских специалистов и психологов.
Также недавно Иркутская область подключилась и к эксперименту по тестированию школьников на употребление наркотиков. Проблемам и перспективам этой работы в масштабах страны участники Госсовета уделили особое внимание.
Тест для школьников
Как отметил президент, тестирование молодежи на употребление запрещенных препаратов должно стать одним из средств борьбы с наркоманией. Тест на наркотики в школах позволит не только выявлять начинающих наркоманов, но и поможет избавить других подростков от соблазна попробовать, уверен руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. Хотя с этим согласны далеко не все ведомства, реакция родителей школьников на нововведение также не единодушна.
Тем не менее в этом году несколько регионов уже начали вводить добровольное тестирование. Первыми результатами нововведения главы регионов поделились в ходе заседания Госсовета. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе от тестирования отказались родители 15% школьников и 25% студентов. Основная причина отказов, по мнению губернатора округа Натальи Комаровой, в недостаточной разъяснительной работе. В Свердловской области, как рассказал глава региона Александр Мишарин, с начала года уже протестировано больше половины старшеклассников. Факты употребления наркотиков в результате были выявлены у 1,2% ребят. Отказались от тестирования родители 3% подростков. Среди учащихся техникумов и училищ показатель выявления составил 0,4%, отказались от тестов 2%.
– Это непростая тема, – согласился Дмитрий Медведев, – далеко не все родители положительно восприняли такое тестирование их детей. Конечно, большинство возражений связано с этическими требованиями, с необходимостью соблюдать право на частную жизнь. Но, как мне представляется, есть и другие моменты. Некоторые родители просто не допускают даже мысли о том, что эта беда может коснуться их чада, закрывают его от контроля, а в результате в какой-то момент эти дети становятся уже объектом работы соответствующих центров по реабилитации.
Но в федеральных министерствах идею поголовного тестирования школьников не поддержали. Как заметил в ходе заседания министр юстиции РФ Александр Коновалов, обязательное тестирование расходится с общим принципом оказания медицинских услуг в России. И если такое решение будет принято, оно повлечет серьезные изменения в законодательстве. Кроме того, подчеркнул министр, нужно решить, как реагировать на выявленные факты наркомании среди школьников.
Против тестирования выступила и министр здравоохранения РФ Татьяна Голикова. По ее словам, вопросы вызывает не только этическая сторона этой процедуры, но и экономическая целесообразность, ведь стоимость такого тестирования достаточно велика.
Со своей стороны Минздрав предлагает ввести систему добровольного двухэтапного тестирования школьников на употребление наркотиков. То есть подростки добровольно проходят социологический тест, и с теми, кто попал в группы риска, будут работать в части уже медикаментозного тестирования, пояснила Татьяна Голикова.
– Думаю, нужно поступить следующим образом, – подытожил президент. – Вы продолжите работу над двухэтапным тестированием, но одновременно я считаю, что мы должны дать возможность субъектам федерации осуществлять тестирование. В рамках закона, конечно. Мы можем в отношении школьников зафиксировать в специальном законе или в одном из действующих законов возможность установления решения на уровне субъектов федерации по проведению тестирования, а порядок проведения этого тестирования, методики должны подготовить правительство и Министерство здравоохранения и социального развития, согласовав с другими ведомствами, – закончил мысль президент.
Для наркозависимых – ни учебы, ни работы
Более сложный вопрос – тестирование студентов. Ведь это уже совершеннолетние, а значит полностью право- и дееспособные лица, которые самостоятельно должны принимать решения об участии в тесте. Но острота проблемы требует и более жестких решений. Президент поддержал идею отчисления наркоманов из вузов.
– Во многих иностранных частных вузах установлено правило, что учеба в вузе, статус студента несовместим с потреблением наркотиков. Замечен – до свидания. Я не говорю о том, что санкцией за однократное употребление наркотиков в высшем учебном заведении должно быть отчисление, наверное, это невозможно и неправильно. Тем не менее должен быть поставлен определенный юридический заслон, который должен осознаваться всеми студентами, всеми абитуриентами, которые хотят стать студентами того или иного университета. То есть люди должны понимать: поступили в университет – значит, сознательно выбрали определенную линию поведения. Хочешь придерживаться другой линии – уходи. В конце концов, каждый человек отчасти волен выбирать свою судьбу, как минимум, – заявил Дмитрий Медведев.
Глава государства поручил Министерству образования проработать эту идею с точки зрения корректировки учредительных документов в государственных высших учебных заведениях и разработки рекомендаций для частных вузов.
Еще одна идея, «подсмотренная» за рубежом, касается включения в трудовой договор пункта об отказе работника от употребления наркотиков.
Здесь я не вижу никаких проблем и с точки зрения нашего законодательства, – отметил президент. – Как мне представляется, в ряде случаев можно было бы подумать о том, чтобы работодатель мог выдвигать соответствующие требования при заключении трудового договора. Надо подумать, каким образом интегрировать это в действующее законодательство, – дал поручение Дмитрий Медведев.
Лечение от зависимости должно стать обязательным
Если идея тестирования на наркотики вызвала много возражений, то предложения по ужесточению ответственности как для наркозависимых, совершающих преступления, так и для тех, кто содействует распространению и употреблению наркотиков, были поддержаны.
К примеру, замена административных штрафов уголовным преследованием может стать хорошим профилактическим средством, уверен Виктор Иванов. Глава ФСКН внес предложение сделать лечение альтернативной мерой наказания для наркозависимых («не хочешь в тюрьму – лечись»). В процессе обсуждения идея трансформировалась: обязательное лечение должно стать основной мерой наказания для наркозависимых, совершивших преступления. Президент поручил правительству в течение двух месяцев проработать этот вариант.
И уж точно строже нужно спрашивать с тех учреждений досуга, посетители которых находятся в состоянии наркотического опьянения.
– Если налицо ситуация, когда заведение используется для потребления наркотиков, превращаясь в притон, можно и должно ставить вопрос об административной ответственности учредителей этого заведения, руководителей этого заведения; в каких-то ситуациях, может быть, и об уголовной ответственности и прекращении деятельности соответствующего заведения, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Я предлагаю соответствующий законопроект разработать.
Иные подходы должны быть разработаны и в борьбе с так называемой аптечной наркоманией. Эта угроза становится все более серьезной, подчеркнул Виктор Иванов. Сегодня наркотики из лекарственных препаратов, в частности дезоморфин, получаемый из кодеиносодержащих лекарств, уже вытесняют героин. Такой наркотик гораздо дешевле героина, одна доза стоит всего 100–150 рублей, при этом многие лекарства, из которых готовится этот высокотоксичный наркотик, продаются свободно, а «рецепт» можно без труда найти в интернете. Неудивительно, что объемы потребления дезоморфина за последнее время выросли в стране в несколько раз, отметил Виктор Иванов. Губернаторы регионов поддержали тему своей статистикой. Так, в Башкортостане раньше продавалось в год 700 тыс. упаковок кодеиносодержащих лекарств, сегодня – 2,4 млн. В Свердловской области в 2009 году было продано 950 тыс. упаковок, в 2010 году – уже 5,5 млн, а половина официально зарегистрированных наркоманов «сидит» именно на дезоморфине.
Дмитрий Медведев поручил правительству изучить эту проблему, в том числе с учетом зарубежного опыта (к примеру, во многих странах такие препараты отпускаются по рецепту, где-то введена максимальная доза кодеина для безрецептурного отпуска).
– С одной стороны, очевидно, что значительная часть приобретаемых препаратов идет на изготовление наркотиков. С другой стороны – мы понимаем, что введение рецептурного отпуска для значительной части наших людей с учетом, скажем откровенно, нашей неорганизованности, коррумпированности целого ряда структур может создать проблемы. Поэтому я допускаю, что здесь может быть какой-то этапный подход, или, может быть, выделить какие-то пилотные зоны, чтобы мы понимали, каким образом будет происходить рецептурный отпуск соответствующих препаратов, – предложил президент.
Не меньшее внимание должно быть уделено и системе реабилитации, без которой даже раннее выявление наркозависимых лиц не даст никакого результата. Сегодня в России 160 государственных медицинских наркологических учреждений, также в реабилитации участвуют около 400 негосударственных структур, в том числе при церковных приходах. Как подчеркнул Дмитрий Медведев, необходимо создать национальные стандарты предоставления услуг таких учреждений. Приоритетом должно стать внедрение инновационных методик медико-социальной реабилитации.