22.04.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
22.04.2011 12:00

23 апреля – Всемирный день книги

На примерку… в книжный магазин

Когда появилась фотография, тут же нашлись пророки, предвещавшие скорую кончину живописи. Когда братья Люмьер продемонстрировали первые опыты кинематографа, то некоторым показалось, что это начало конца театра. Когда появились компьютеры и интернет, многие решили, что книга не доживет и до понедельника.

Я думаю, лишне напоминать, что ни одно из этих пророчеств не сбылось. Кино, фотография, живопись, театр прекрасно сосуществуют, а ридеры и планшетники хоть и подкапывают могилу книге, но им, как минимум, предстоит упорная работа.

В таких городах, как Иркутск, книги сейчас покупает 6–8% населения, если город меньше, то и процент тоже. Как ощущают себя на фоне таких продаж книжные магазины?

В нашей области работают три крупных книготорговых фирмы: ООО «Топ Книга», «Книготорговая фирма «ПродалитЪ», и «Книготорговая компания «Светлана». У «ПродалитЪа» 16 магазинов в Иркутске и девять в городах области. У «Топ Книги» – пять в областном центре и семь по региону, у «Светланы» 12 магазинов в различных районах столицы Приангарья. Есть еще небольшие частные магазины. В крупных магазинах ассортимент книг доходит до 60 тысяч наименований. Что из этого перечня выбирает среднестатистический современный читатель?

На сайте Book Depository были опубликованы результаты опроса, в котором приняли участие 91500 добровольцев со всего мира. Все они ответили на вопрос: какой фактор является определяющим при покупке книги. Выяснилось, что главный критерий отбора – цена (63,1%), потом следует – рейтинг популярности (51,5%), рекомендации друзей и знакомых на третьем месте (6,6%) и только потом рецензия (6,2%). Правда, в опросе речь идет об онлайн-покупках, но, по мнению экспертов, и в реальном магазине покупатель ведет себя примерно так же.

 

О ценах

Цены в разных торговых сетях на одну и ту же книгу разные. Для экономных лучший вариант – интернет-магазины, где книги на 50–100 рублей дешевле, доставят вам ее в течение одной-двух недель. Там же можно купить легальную электронную версию, если книга в бумажном исполнении стоит в среднем 300–400 рублей, то электронная обойдется рублей в 90.  

Вообще, ценовая шкала книг очень широкая. Само собой, самые дешевые книги в мягких обложках. Но, в отличие от Европы и Америки, у нас пейпербек – это издание для групп населения с низким доходом. Это не престижно. Книги в твердом переплете, предназначенные для массового читателя, стоят в пределах 200–300 рублей. Книги для более требовательного читателя укладываются в диапазон от 300 до 500. Есть здесь и свои исключения, по большей части это научно-популярные издания, которые из-за небольшого тиража просто не могут быть дешевыми и стоят порядка 1000 рублей.

Так что если вы поклонник Александры Марининой, Бориса Акунина, Татьяны Устиновой, Дарьи Донцовой, сериала «S.T.A.L.K.E.R.», вампирских саг, фэнтези и сериала «Этногинез», то новая книга вам обойдется в 200–300 рублей. Если же вы предпочитаете Филиппа Рота, Джона Ирвинга, Тома Вулфа, Мартина Эмиса, Иэна Макьюэна, Брета Истона Эллиса, Мишеля Уэльбека, Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Михаила Елизарова, Дмитрия Быкова, то 300–500.

Отдельная история – художественные альбомы, альбомы по истории искусств, альбомы фотографий, каталоги – здесь цена начинается от 3000 рублей и ограничивается только возможностью покупателя и амбициями издательства.

Причем иностранцы считают, что книги у нас относительно дешевы. Publishers Weekly, главный отраслевой журнал, обслуживающий интересы издателей, книгопродавцев и литагентов, напечатал большой очерк о современной российской книжной индустрии. Америк нам иностранцы не открыли, но есть в очерке любопытные наблюдения.

«…Это страна, в которой издавать детские книги в твердом переплете считается гораздо более естественным, чем в мягкой обложке… Огромные издательские концерны, выпускающие по столько книг в день, что и представить себе невозможно… «Эксмо» и «АСТ», два левиафана, контролирующие примерно 45% книжного рынка, в последние годы публикуют по 600 названий в месяц – неслыханная для каких-либо других стран цифра… Владимир Сорокин считается современным российским автором номер один…»

Самое любопытное наблюдение принадлежит Эндрю Нюрнбергу, владельцу одноименного литературного агентства. «Издательская индустрия России страдает от плохой дистрибуции, а также от больших расходов на производство и низких розничных цен… С другой стороны, у русских читателей есть большое преимущество – они могут покупать дешевые книги, и это подлинное удовольствие – видеть, что книжные магазины забиты покупателями, которые приобретают по пять-шесть книг зараз».

Приятно такое слышать. Это действительно так, но верно, скорее, для Москвы и Санкт-Петербурга, где уровень доходов на порядок выше, а цены на книги ниже. В Иркутске магазины тоже не пустуют, но отнюдь не забиты читателями, примерно половина пришедших приобретает по две-три книги зараз.

О рейтинге

Рейтинг, разумеется, не деньги, его потрогать нельзя, но ощутить вполне можно. Институт бестселлеров – это сильная вещь. Когда тебе по телевизору говорят, что такой роман – не просто роман, а суперроман, и его купили, например, миллион человек, а на работе коллеги обсуждают достоинства сюжета и характеры героев, то как-то неприятно быть не в курсе и не попасть в число избранного миллиона. 

Конечно, бестселлер бестселлеру рознь, среди них редко попадаются шедевры, но в среднем это довольно неплохие книжки. В России бестселлер начинается от тиража в 50–100 тыс. экземпляров. В англоязычной литературе порог для бестселлера, конечно, выше. Там случаются и мегабестселлеры, например, Стиг Ларссон со своим детективом про журналиста Микаэле Блумквиста и девушку-хакера Лисбет Саландер. Во всем мире было продано 20 миллионов экземпляров первого романа, второй и третий разошлись таким же тиражом.

Проще говоря, массовый читатель предпочитает то, что модно, что читают другие, что навязывают издатели и продавцы. Безоговорочно лидирует в этом списке «вампирская сага» – своеобразный роман-воспитание XXI века. Раньше это были «Детство. Отрочество. Юность», «Мои университеты» и так далее, а теперь социализироваться помогают вампиры, которые оказываются причастны к куче дискурсов: политической экономии (крылатое изречение Маркса о капитале, как мертвом труде, высасывающем живой труд рабочих), психоанализа (вампир символизирует агрессивное либидо), трансчеловечности (в «Блэйде» выводится специальная раса сверхвампиров).

На втором месте по популярности фэнтези. Главная особенность фэнтези в том, что будущее описывается как прошлое. Колдуны, ведьмы, маги, кланы, воины… Средневековье какое-то, а на дворе, например, тридцатый век. Таким образом, общество, а именно дети и подростки, то есть те, кому предстоит жить дальше, готовят к некоему неофеодализму. Впрочем, это версия из популярной нынче «теории заговоров».

Детективы и различные триллеры по популярности занимают почетное третье место. Если «вампирские саги» производятся на конвейере в США, то детективы и триллеры сегодня вотчина скандинавских авторов. Если роман оттуда, то закрученный сюжет, море крови и всякие другие ужасы обеспечены.  

В теме рейтингов отдельно следует отметить роль литературных премий. На недосягаемой высоте здесь, разумеется, английский Буккер, и если на обложке книги написано, что роман был в шорт-листе, то любитель качественной литературы может смело отдавать за него свои деньги. Русский Буккер, премия «Большая книга», премия «Национальный бестселлер» тоже годятся в качестве ориентиров. С Нобелевской премией дело посложнее, ее большей частью дают, руководствуясь политическими мотивами и общими заслугами, нежели художественным достоинством произведений.

О рекомендациях и рецензиях

С рекомендациями более-менее понятно. Если друг хороший, то плохого он не посоветует, а если плохой, то зачем вам такой друг.

С литературными критиками все гораздо сложнее. Бытует мнение, что им доверять нельзя, так как все они куплены издательствами и за возможность бесплатно собрать приличную библиотеку готовы хвалить самый отстойный роман.

Так вот, все это инсинуации. Может, кто и куплен, но не все, а тех, кто куплен, видно сразу. А поскольку любой критик имеет неудовлетворенные литературные амбиции, то у него просто рука не поднимется написать хорошо о никчемной книге. Так что верьте литературным критикам, они, как и настоящие друзья, плохого не посоветуют.

И напоследок совет: старайтесь поменьше читать анонсы на обложках. Книга же не консервы, из анонса вы о ее содержимом не узнаете. Не поленитесь, сядьте в магазине на диван, полистайте, прочтите пару-тройку страниц, пробегите по тексту, оцените стиль и язык автора, и только после этого принимайте решение о покупке. Вы же джинсы без примерки не покупаете, вот и с книгами точно такая же история.