Иркутский Вознесенский монастырь
Когда-то Иркутский Вознесенский монастырь был в числе самых крупных и значимых религиозных сооружений России. За несколько столетий через его ворота прошли тысячи паломников. В соборном храме во имя Вознесения Господня покоились мощи Святителя Иннокентия – сегодня они хранятся в стенах Знаменского собора. На территории монастыря располагалось целых пять церквей – Смоленская, Тихвинская, Сретенская, Успенская и Вознесенская.
В 20-е годы прошлого века, при становлении советской власти, монастырь разворовали, разрушили до основания, оставив лишь несколько сооружений, которые были приспособлены под нужды советских граждан. Обезглавленная Успенская церковь вмиг стала клубом, освященный колодец – общественным туалетом.
С недавних пор христиане пытаются возродить Успенский храм, здесь вновь проводятся службы, на месте Тихвинской церкви, где были обнаружены нетленные мощи святителя Иннокентия, теперь стоит колокольня. Многие даже питают надежду на то, что история самого Вознесенского монастыря еще не окончена – ведь начиналась она тоже не гладко…
Олег Данилов, настоятель храма Успения Божией Матери
Схимонах Герасим – один из первых иркутян
Иркутские летописи гласят, что в начале 70-х годов XVII века в Восточную Сибирь с дружиной русских, основавших Иркутский острог, прибыл схимонах Герасим, положивший начало строительству Вознесенского монастыря.
«В пяти верстах от Иркутска, вниз по Ангаре, на левом ее берегу он соорудил деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом Одигитрии, сделал деревянную ограду и построил келии для братии». Созданию обители содействовали начальник Иркутского острога боярский сын Иван Перфильев, казачий пятидесятник Иван Турчанин, преосвященный Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский, выдавший строителям благословенную грамоту в «двадцать седьмое лето царствования Царя и Великого князя Алексея Михайловича».
Иначе говоря, Вознесенская церковь была заложена в 1672 году одновременно с деревянной церковью во имя Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь). Эти две церкви Иркутского острога явились первыми культовыми православными постройками на Иркутской земле. Несмотря на то, что Вознесенский храм, построенный Герасимом, был лишь мизерной частью будущего великого монастыря, 1672 год принято считать датой заложения всего комплекса.
Схимонах с самого начала планировал глобальную застройку выбранной им местности, но не дожил до торжества своей идеи, как и до первой ее трагедии. Спустя два года после его смерти («старец преставился и был погребен в монастырской ограде в деревянном гробу-колоде 20 января 1676 года») все постройки погибли в огне.
Обитель возродил старец Исай со своими помощниками, ими были заново построены и церковь, и кельи, возобновлена ограда. Герасим был впоследствии причислен к лику святых. «В 1802 году при копании рва для стены гроб его был обретен нетленным; найден был и надгробный камень. В том же году над могилой строителя монастыря сооружена была двухэтажная часовня, именуемая башней Герасима, а в 1840 году в подполье над гробом сделан каменный склеп. В часовне хранятся портрет старца Герасима, его посох и аналой, размер которого показывает, что старец был высокого роста. Иркутские жители чтут Герасима как святого; с 1900 года еженедельно по субботам после ранней обедни служится панихида по старцу, а в часовне лития», – говорится в «Иркутских летописях».
Иннокентий Кульчицкий – спаситель монастыря
Спустя несколько лет после возрождения Вознесенской обители неподалеку возводится церковь во имя Тихвинской Божией Матери, освященная в 1692 году. Царской грамотой были отданы во владение монастыря «довольное количество земли сенокосной и хлебопашной и лесов».
С 1710 года монастырю принадлежала деревня Голоустная с рыбными ловлями на Байкале; некоторое время он владел Посольским Спасо-Преображенским монастырем и Братской Спасской пустынью при Братском остроге, впоследствии упраздненной. Но в 1764 году Екатериной II были установлены штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь отнесен был к третьему классу. Из этого следовало, что он лишался почти всех своих вотчин и земель, во владении его оставалось только шесть десятин пашенной земли да право на ежегодное содержание из казны в размере 806 рублей 30 копеек. Более того, просуществовавший девять лет практически в нищенском положении монастырь вновь поглотило пламя. Очередной пожар уничтожил почти все здания. Положение монастыря стало критическим. Спасло его настоящее чудо.
Указом Святейшего Синода тело архиерея Иннокентия Кульчицкого (первого самостоятельного епископа Иркутска и Нерчинска, жившего в монастыре еще в 1727–1731 годах), пробывшее нетленным многие годы, не тронутое огнем во время пожара 1783 года, признается за совершенные святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования. 9 февраля 1805 года мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь, в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра.
Естественно, монастырь быстро отстраивается вновь, только на этот раз деревянные постройки заменяются каменными. За 1767–1809 годы были поставлены три каменные церкви, одноэтажный настоятельский корпус, часовня над могилой схимонаха Герасима, тогда же монастырь опоясывается каменной оградой, имевшей в окружности 220, а в высоту до двух саженей.
В 1836 году монастырь возводится в первый класс. А это означает значительнейшее увеличение содержания из казны. На площадях в 150 десятин распахиваются новые поля, устраиваются скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы. В 1883 году для улучшения миссионерской деятельности при монастыре учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем.
Вознесенский монастырь – один из первых очагов просвещения в Сибири
В отчете по монастырю за 1913 год сообщается, что в том году обитель посетило 8544 человека всех званий и сословий. Здесь побывали и даже жили какое-то время известные люди своего времени: представители царской семьи; епископ Варлаам Косовский, находившийся на иркутском викариатстве; Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский; архимандрит Синесий, в течение 33 лет состоявший настоятелем обители; архимандрит Иакинф (Никита Бичурин), ставший впоследствии ученым-синологом. Проведя 14 лет в Китае во главе духовной миссии, изучив язык, он подготовил материалы для многочисленных переводов и исследований. Его труды по истории, географии, культуре Китая и других стран Восточной Азии оставили заметный след в отечественном востоковедении.
Но молодой настоятель был не первым обитателем монастыря, проявляющим интерес к научным знаниям. Наукой здесь стали заниматься более чем за 50 лет до рождения Бичурина. Указ митрополита Тобольского Антония от 24 февраля 1725 года гласил: «…учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского, а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных…»
Таким образом в Иркутске появилась первая школа переводчиков с монгольского языка.
Преподавание русского и церковнославянского, а потом и латинского языков было начато в монастыре благодаря самому Иннокентию Кульчицкому еще в 1728 году, когда он создал на базе существующей школы восточных языков школу славяно-русскую.
С 1900 года при монастыре открылась начальная школа грамоты. В нее принимали в основном сирот. В 1909 году в ней под присмотром особого воспитателя находилось 23 ученика, а в 1913 году – уже 40. В 1898 году в монастыре была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи.
Советский период и наше время
Ни один пожар не нанес такого ущерба Вознесенскому монастырю, как твердая идеология советского народа. Пару десятков лет назад случайный прохожий и не догадался бы, что здесь когда-то располагалось культовое сооружение. Монастырь был буквально стерт с лица земли.
Церковные ценности были изъяты по распоряжению из Москвы, над святынями варварски надругались: «Нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым…» – записано в одном из архивных документов 11 января 1921 года.
Из всех монастырских зданий и церквей сохранились до наших дней два братских корпуса, школа, библиотека, баня и ризница. Эти строения не были разрушены за счет их постоянной практической надобности. В них жили люди, в них были продовольственный склады, общественный туалет и клуб.
С 1998 года в Успенской церкви возобновлена духовная служба. С тех пор служители и прихожане всеми силами пытаются возродить Вознесенский монастырь. В частности, 22 марта 2011 года архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим благословил соорудить и поставить сень над мощами святителя Иннокентия. Все, кто желает помочь в этом благом деле, могут внести свои пожертвования. Протоиерей Василий Комарицкий обратился в канун Пасхи к православным христианам со следующей просьбой: «Склонив колена почтительно прошу всех вас принять посильное участие в устроении сени над святыми мощами. Свои пожертвования вы можете принести в Знаменский собор, где находятся мощи нашего ходатая и молитвенника перед Богом, и передать копеечку монахине Магдалине или в свечную лавку, при этом написав две записки – о здравии и об упокоении, которые будут прочитываться у святых мощей».