В Иркутской области начался дачный сезон
Только за прошедшие выходные в Иркутской области пожарные выезжали на тушение палов травы более 250 раз. Проблема массового отжига травы весной каждый год становится все острее, и очевидно, что силами одних спасателей ее не решить.
Иркутянка Лидия Гавриловна до сих пор не может свыкнуться со своей бедой. Две недели назад сгорел домик на ее садовом участке. Как обычно весной она начала уборку небольшого огорода. Мусор, прошлогодняя трава, палки – все это она сложила недалеко от забора и подожгла. Таким быстрым способом очистки участка от ненужного хлама женщина пользовалась каждый год и результатами всегда оставалась довольна: за какие-то полчаса мусора как не бывало. Только зола, да и ей умудренный опытом садовод находила применение – разбрасывала по будущим грядкам. Что в этот раз сделала не так – она понять не может. Видно не рассчитала, что ветер в тот день был сильнее обычного. Разгоревшееся пламя перекинулось на забор, который тут же вспыхнул. Перепуганная женщина бросилась тушить, да нечем. Воды под рукой не оказалось. Насос еще не работал – земля не отошла от зимних холодов. Соседи бросились ей на помощь, но было уже поздно, огонь перекинулся на дом. Кто вызвал пожарных, она не видела, схватило сердце.
Подобных случаев только за один дачный сезон наберется немало. Причем дома могут гореть как по одному, так и целыми улицами. В начале апреля в садоводстве «Монтажник» Усольского района был сильный пожар – загорелись постройки на окраине дачного поселка. На трех смежных участках дома сгорели практически полностью, на двух соседних – через дорогу, пострадали теплица и баня. Сейчас, спустя несколько дней, работа на пепелище уже кипит вовсю – слышен звук бензопилы и стук молотков. Это братья помогают младшей сестре восстановить летний домик, уже скоро она должна приехать сюда со своими детьми на лето.
– Где-то часа в три дня огонь пошел с поля, ветер, видимо, добавил скорости и размаху, – вспоминает Александр Сафонов. – Поэтому так быстро огонь перекинулся с травы на забор, деревья, дома. Пока вызвали пожарных, успела сгореть дача сестры. Не повезло ей, домик даже не застрахован был.
И пока одни погорельцы пытаются реанимировать то, что осталось после пожара, и списывают все на невезение, другие винят во всем пожарных. Говорят, что те сначала никак не хотели высылать машину, а потом слишком долго ехали. К тому же, уверены люди, тушить их дома должны были ангарские, а не усольские пожарные. По словам начальника гарнизона пожарной охраны по Ангарску Игоря Жмурова, определенная житейская логика в их словах есть, и их эмоции в такой момент понять тоже можно – они лишились своего имущества. Тем не менее вины пожарных здесь нет, так как они четко следовали своим инструкциям, уверен он.
– Все звонки, которые поступают на пульт диспетчера 01, автоматически записываются. Когда мы узнали, что люди недовольны нашей работой, мы все записи прослушали и при необходимости предоставим их каждому, кто пожелает убедиться в том, что первые сообщения из садоводства «Монтажник» поступали о возгорании сухой травы. Соответственно, были отправлены в данное садоводство пожарные машины Усольского гарнизона. Почему усольского, да потому что садоводство находится на территории данного района. Если бы изначально люди сообщили нам о том, что есть угроза их домам, было бы принято решение об отправке ангарских пожарных в подмогу усольским. Но ведь изначально речь об этом не шла. Поэтому на тот момент, согласно имеющейся информации, необходимости в отправке подкрепления с сопредельной территории не было. Также нужно учитывать и то, что сейчас очень сложный период, пожарный караул до 40 раз в день выезжает на тушение сухой травы в Ангарском районе. Должны быть достаточно веские основания для того, чтобы отправить машину в соседний район. И как только мы узнали, что огонь угрожает домам, мы немедленно отправили туда подкрепление, – подчеркивает Игорь Жмуров.
В качестве подтверждения своих слов о важности оперативного и достоверного сообщения о пожаре начальник ангарского гарнизона вспоминает недавний случай. На днях на телефон доверия Главного управления МЧС России по Иркутской области обратился коренной ангарчанин Николай Федосеев. Он благодарил пожарных за то, что они вовремя отреагировали на его звонок в пожарную охрану с сообщением о том, что горит трава вблизи лесного массива в черте города.
– Горела трава на площади 20–30 квадратных метров, огонь шел очень быстро, – вспоминает мужчина. – На участке было много сухостоя, и если бы он загорелся, пожар бы быстро перешел на рядом расположенный лесной массив. Кроме того, недалеко находятся электрическая подстанция, городской роддом, станция скорой помощи. Масштабы и последствия возгорания могли бы стать куда более серьезными, если бы огонь вовремя не ликвидировали. Пожарные приехали через четыре минуты после того, как я сообщил на «01». Молодцы ребята, ничего не скажешь, поэтому я и позвонил на телефон доверия, чтобы им сказать спасибо.
Кстати, только за прошедшие выходные по всей области пожарные выезжали на тушение палов травы более 250 раз. Очевидно, что проблему такого массового отжига травы весной силами одних пожарных не решить. Здесь уже каждый сам для себя решает – либо он идет вопреки здравому смыслу, либо делает все как положено. Здравый смысл, кстати, предъявляет совсем нехитрые требования. От садоводов он требует лишь сжигать траву в железной бочке. От председателя дачного товарищества, как ответственного за вверенную ему территорию, требуется создать минимальные условия для тушения возгорания своими силами – делать опашку садоводства, создавая так называемые минерализованные полосы, и устраивать субботники осенью по уборке травы. Все это в комплексе как раз и должно помочь садоводам защитить дома от огня.