25.04.2011 12:00
Рубрики
Закон
Теги
25.04.2011 12:00

Цейтнот с архитектурой земли

Принятый в 2004 году Градостроительный кодекс обязал обзавестись всем территориальным подразделениям России: от страны в целом до самого малого муниципального образования – схемами территориального планирования, грозя за ослушание серьезными карами. Это и запрет на резервирование земель, и на ее изъятие, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд, и на перевод земель из одной категории в другую… Одним словом, полное отстранение от распоряжение землей.

Угроза не подействовала и к назначенному сроку – 2008 году, требуемых документов не появилось. Установили другой срок – 2010 год. Но и он был нарушен. После чего правительство назначило последнюю и окончательную дату завершения всех работ по территориальному планированию – 31 декабря 2012 года, предупредив, что более на уступки не пойдет.

Перспектива потери муниципальными образованиями рычагов управления землей подстегнула все субъекты РФ, в том числе и Иркутскую область. На проведение проектных работ в этом году из областного бюджета выделено 53,2 млн рублей, а депутаты ЗС посвятили правительственный час апрельской сессии рассмотрению хода подготовки документов терпланирования муниципальных образований Иркутской области.

Как рассказал главный архитектор области Владимир Распутин, схема территориального планирования самой Иркутской области готова и направлена для утверждения в федеральные органы. К ней есть кое-какие замечания (в частности, уточнения транспортных схем), которые сейчас устраняются разработчиками.

Более-менее благополучная ситуация с подготовкой генпланов городских округов, которых в области насчитывается девять. У восьми документы уже утверждены, а по одному – Черемховскому – идет согласование. А вот по муниципальным образованиям ситуация сложная. Единственный район из 33, который может похвастаться наличием схемы территориального планирования, – это Иркутский. Близок к этому был Ангарский, начавший планирование еще четыре года назад практически первым в области. Но из-за отмены строительства на его территории аэропорта и размещения особой экономической зоны все работы пришлось приостановить, и сейчас документы нуждаются в значительной корректировке.

– Сегодня на стадии согласования находятся документы шести муниципальных районов, а на стадии разработки – 12 районов, – сообщил Владимир Распутин. – Из-за отсутствия денежных средств приостановлена работа по созданию схем территориального планирования в десяти районах.

Самое тяжелое положение по сельским поселениям. Из 364 поселений лишь четыре обзавелись генпланами и еще в двух они только разрабатываются. Причин много: и отсутствие в администрациях квалифицированных кадров, и инертность власти, но главное – нехватка средств. Подготовка и генпланов, и схем территориального планирования – процедура дорогостоящая, исчисляемая для муниципальных образований в несколько миллионов рублей, и зачастую просто неподъемная для скромных местных бюджетов.

– Получается замкнутый круг, – рассказывал Владимир Распутин корреспонденту «Областной». – Каждый район мечтает развиваться, реализовывать инвестиционные проекты, пополнять бюджет дополнительными доходами… Но без генплана или схемы территориального планирования он не может это осуществить. Именно в них заложены все ресурсы района, все его возможности, считайте, будущее социально-экономическое развитие. Надо только найти деньги на подготовку документов, а вот денег-то как раз и нет. Хотя 131-й закон именно на муниципалитеты возложил обязанности по подготовке всей градостроительной документации.

– Получается, что без помощи областного бюджета им эту ношу просто не осилить?

– Конечно, нет. Все планировочные работы идут только на принципе софинансирования. Бывает, что муниципальное образование вкладывает лишь процентов 5–10 от требуемой суммы. На этот год из областного бюджета выделено 53,2 миллиона рублей. Но и этого мало. Подготовка градостроительной документации для всех муниципальных образований потребует не менее полумиллиарда рублей. Поэтому мы попросили на этот год 144 миллиона рублей дополнительных ассигнований. 60 из них пойдут на подготовку схем территориального планирования 12 муниципальных районов, тех районов, где работа уже начата и требуется ее завершить. Остальные будут направлены на создание генпланов в основном административных центров муниципальных районов, имеющих наибольшую инвестиционную привлекательность.

– А кто проводит все работы по территориальному планированию? Ваша служба архитектуры?

– Мы – госслужба. Определяем, кому оказать помощь, обеспечиваем процедуру подготовки экономических и правовых документов, проверяем обоснованность цены… Если коротко: готовим, помогаем и обеспечиваем. А всю градостроительную документацию разрабатывают проектные организации. И местные, и находящиеся за пределами области. Те, кто выигрывает конкурс.

– Вы просите дополнительное финансирование, а уверены, что проектные институты сумеют осилить повышенный объем работ?

– Мы отправили запросы в институты, чтобы они подтвердили выполнение дополнительного объема работ. Хотя ответов пока не получили, но думаю, отказов не будет.

– Скажите, а почему именно сейчас так остро встал вопрос о территориальном планировании? Ведь и при советской власти этим очень много занимались.

– Пришло другое время, появились другие требования. Раньше все было государственное, а теперь есть и областная собственность, и муниципальная. Новый Градостроительный кодекс ввел иные требования, которым мы должны соответствовать. Да и сроки требуют обновлять всю градостроительную документацию через каждые 20 лет.

В завершении правительственного часа депутаты поддержали просьбу областной службы архитектуры о выделении дополнительных ассигнований в размере 144 млн рублей на проведение планировочных работ. Поправки в областной бюджет будут внесены на майской сессии Законодательного Собрания.