Минфин меняет подходы к межбюджетным трансфертам
Министерство финансов Иркутской области намерено поэтапно изменить подходы к предоставлению межбюджетных трансфертов. Власти Иркутской области рассматривают возможности введения новой практики финансовой поддержки муниципальных образований. В частности, бюджетные средства планируется выделять территориям под определенные результаты, сообщила заместитель министра финансов региона Анна Милицына. Если результатов не будет, то трансферты вернутся обратно в областную казну. Тема межбюджетных отношений стала основной на семинаре для депутатов дум Осинского, Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов, который прошел в Осе 21 апреля.
Выездные семинары для местных органов представительной власти проводятся по инициативе парламентариев Законодательного Собрания Иркутской области. В этот раз депутатский ликбез прошел в поселке Оса для Баяндаевского, Осинского и Эхирит-Булагатского районов Усть-Ордынского Бурятского округа. Ведущим семинара выступил вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Геннадий Истомин:
– Депутаты находятся на передовой, поскольку общаются с населением, решают проблемы жителей своей территории. Такая форма работы Законодательного Собрания, как выездной семинар, для нас является уже традиционной. Депутаты Заксобрания обсуждают со своими коллегами на местах актуальные для их территории вопросы. Кроме того, представители органов местного самоуправления могут получить интересующую информацию из первых уст и донести ее до населения.
Среди первостепенных задач органов представительной и исполнительной власти Геннадий Истомин назвал работу по повышению доходной базы бюджета, подготовку и утверждение документов территориального планирования, без которых невозможно развитие территорий, и снижение роста тарифов на услуги жилищно-коммунальных услуг.
Первым и, пожалуй, самым актуальным на сегодня вопросом на семинаре стала система межбюджетных отношений в области. Заместитель министра финансов Иркутской области Анна Милицына сообщила, что, рассматривая объемы финансовой поддержки муниципальных образований, необходимо учитывать особенности формирования регионального бюджета. Так, в Сибирском федеральном округе по производству ВРП Иркутская область по данным 2010 года находится на третьем месте, в то же время по доли налогов, которые остаются на территории, – на восьмом месте.
– Если бы доля налогов соответствовала хотя бы среднему уровню по СФО – это 14%, то доходы областного бюджета были бы больше почти на 5 миллиардов рублей, – отметила Анна Милицына. – Особый разговор – доля заработной платы в бюджете. В СФО в среднем она составляет 33%, в Иркутской области стабильно 40%. Поэтому нам вместе с муниципальными образованиями нужно работать над доходами в бюджет и повышением эффективности бюджетных расходов, особенно в свете грядущего увеличения зарплаты работникам образования.
Геннадий Истомин особо подчеркнул значение работы местных дум и администраций по повышению доходной базы, заявив, что без этого область «не сможет выполнять задачи, поставленные федеральным центром и самой жизнью».
Анна Милицына отдельно остановилась на теме межбюджетных трансфертов, заявив о намерении минфина области поэтапно изменить методологию финансовой поддержки муниципальных образований. В частности, бюджетные средства планируется выделять территориям под определенные результаты. Если муниципалитет не покажет их в назначенный срок, трансферты вернутся обратно в областной бюджет. При этом замминистра отметила, что в 2010 году по показателю «дотационность» ситуация улучшилась в пяти районах области. В том числе в Осинском МО, который перешел из четвертой (последней) группы дотационности в третью. Изменилась система показателей оценки качества управления бюджетными средствами в муниципальных образованиях области при распределении межбюджетных трансфертов «за эффективность». В 2011 году сумма, которую получит муниципальное образование на 50% (а не на 71%, как в прошлом году), зависит от повышения доходных поступлений в бюджет и на 50% от общих показателей бюджета, например, значительно увеличено влияние показателя, характеризующего работу с кредиторской задолженностью. По-прежнему единственным условием получения этих трансфертов является соблюдение уровня предельного дефицита бюджета, как района, так и всех поселений, входящих в его состав.
Так, по словам, замминистра финансов, в мае на дополнительную поддержку не могут рассчитывать четыре территории. Например, Осинский район из-за нарушения, допущенного одним поселением – Бильчир в размере 130 тыс. рублей не получит почти 10 млн рублей.
Также Анна Милицына обратила внимание слушателей на то, что минфин готов рассматривать конструктивные предложения МО при разработке методик распределения финансовой помощи, но при условии их предварительной совместной проработки с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области.
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Заксобрания Ирина Синцова рассказала собравшимся депутатам местных дум о программно-целевом подходе к решению социальных проблем муниципальных образований. Она отметила, что со следующего года именно программы будут лежать в основе формирования бюджета. В настоящее время в Иркутской области действует 32 целевых программы, из которых 12 – в сфере культуры, восемь – здравоохранения, четыре – образования.
Прозвучала на семинаре и тема повышения энергоэффективности в бюджетном секторе. Начальник управления топливно-энергетического комплекса министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Татьяна Маринченко напомнила, что согласно федеральному законодательству бюджетные учреждения обязаны в течение пяти лет снизить объем потребленной воды, энергии, топлива не менее чем на 15% по сравнению с показателями 2009 года. Ежегодное снижение должно составить 3%.
После основных докладов иркутская делегация ответила на вопросы депутатов местных дум, которых интересовали нюансы межбюджетных отношений, политика областных властей в проведении профессиональной подготовки кадров, ситуация в лесопромышленном комплексе. В завершении семинара Геннадий Истомин обратился к органам местного самоуправления с просьбой не замыкаться на своей территории и активнее взаимодействовать с региональной властью, другими муниципальными образованиями. Мэр Осинского района Виктор Богданов, в свою очередь, отметил значимость таких семинаров, поскольку не всегда органам местного самоуправления хватает знаний и практики для эффективного принятия решений.