29.04.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
29.04.2011 12:00

Агропрому региона не хватает квалифицированных рабочих

В настоящее время в Черемховском районе работают 26 сельских школ. В четырех из них ведутся уроки профессиональной подготовки кадров для села. В школе села Зерновое в этом году готовят 16 выпускников-механизаторов только одной категории. Чтобы сократить дефицит рабочих специальностей, школа смогла бы готовить механизаторов широкого профиля. Но возможности для этого нет. В этом году учебное заведение могло и вовсе лишиться мастера производственного обучения в силу проводимой в системе образования оптимизации расходов. Правда, на этот год ставку удалось отстоять.

 

Путевка в жизнь

Школа села Зерновое – уникальная. Ей более 50 лет, и вот уже 20 лет она готовит механизаторов. Здесь есть подсобное хозяйство, производственный участок 5 га, необходимая сельхозтехника. По проекту «Образование» школа получила новый трактор.

– В 2010-м мы вырастили продукции на полмиллиона рублей, – рассказывает директор школы Елена Федорович. – На зиму запасли овощи, излишки продали, 100 тысяч рублей пустили на нужды школы. Но сегодня даже при наличии производственной базы нам крайне сложно развиваться.

Много лет в Зерновом готовили трактористов-машинистов широкого профиля по четырем категориям. Такой механизатор мог работать с любой сельхозтехникой – прицепами, сеялками, веялками и так далее. Выпускники, сдав теоретический и практический экзамены по сельхозмашинам и агротехнике, получали государственное удостоверение тракториста-машиниста третьего класса. Многие парни уходили работать механизаторами сразу после школ. Они садились на тракторы и становились передовиками производства.

– Сегодня эти люди работают в районе на многофункциональных сеятельных агрегатах, немецких «Ягуарах», американских «Джандирах», – перечисляет мэр района Юрий Шапенков.

За годы работы школы было подготовлено более 2 тыс. специалистов. Только за последние два года выпущено 95 трактористов. Бывали случаи, когда сельский паренек, окончив девять классов, ходил в школу только затем, чтобы изучать трактор и получить заветное удостоверение.

Как показывает практика, профессия трактористов для парней из малообеспеченных сельских семей – настоящая путевка в жизнь. Глава Зерновской поселковой администрации Тамара Чернышова перечисляет фамилии юношей, которые после школы нашли себя в профессии механизаторов.

– Вот Саша Долгополов получил права, учиться дальше не смог из-за материальных проблем в семье, стал работать в Зерновом. А через два года стал передовиком, его фотографию районная газета напечатала. И других наших ребят сельхозпредприятия берут с удовольствием.

 

Механизатора запишут в Красную книгу?

 

В 2008 году при лицензировании учебного процесса школе оставили возможность готовить лишь механизаторов категории С, проще говоря – водителей трактора.

– Для того чтобы полноценно работать на земле, необходим весь набор категорий: B, D, E, F, – уверена Елена Федорович. – По новому федеральному стандарту на получение профессии дано 449 часов. Мы все категории механизаторов в эти часы уложить не можем. Для подготовки мастеров по техобслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка или тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства необходимо не менее 650 часов. Нам говорят – наиболее квалифицированную подготовку вышеозначенных специалистов производят учреждения начального профессионального обучения, техникумы, колледжи. Но не все выпускники могут позволить себе переобучение после выпуска, это потеря времени. Да и не каждая деревенская семья сможет отправить ребенка учиться дальше, часто на это просто нет средств. Имея такую хорошую базу, опытного наставника, мы могли бы готовить мастеров широкого профиля.

Кстати, о наставнике. В связи с оптимизацией и уплотнением штатного расписания директору школы было рекомендовано сократить ставку мастера производственного обучения. На этот учебный год ее удалось отстоять. Но что будет потом?

– Трудовик – такой же учитель, как историк и математик. Почему эта ставка считается ненужной и ее нужно убрать? Таких специалистов, как механизатор, на селе не хватает. Их скоро, наверное, запишут в Красную книгу. Работать уже некому, – горячится мэр района Юрий Шапенков.

Сегодня в районе, только в одном хозяйстве «Черемховское», не хватает порядка 30 механизаторов.

– Умножайте эту цифру на три, – говорит мэр, – это и будет районная статистика. Сельские ребята, получив удостоверения и имея в руках профессию, уже нигде не пропадут. Пусть даже уедут из района в другое место, но и там они пригодятся.

По данным минсельхоза за 2010 год, обеспеченность механизаторами в районах области оставляет желать лучшего. На 83% обеспечены Ангарский и Куйтунский районы, на 50% – Тулунский район, на 68% – Нижнеудинский. Список можно продолжать. За каждым механизатором на производстве закреплено до пяти единиц техники, а должна только одна. Из 420 выпускников сельхозакадемии в прошлом году в деревни уехали работать лишь четырнадцать.

 

 

Воспитать крестьянина и труженика

 

Школа села Зерновое сегодня мечтает не только не сдавать завоеванных позиций, но и упрочить свое положение, вернуть возможность готовить механизаторов широкого профиля. Сегодня в каждом дворе в Зерновом есть техника, тракторы. Много фермерских хозяйств.

– Мы воспитываем крестьянина и труженика. Мы показываем – как можно выжить в рыночных условиях тем, кто мечтает остаться на этой земле, кто не хочет быть юристом или экономистом. Земля ведь прокормит в первую очередь. Не все можно ставить на карту рыночной экономики. С чего нарождаться фермеру, если не будет сельхозкадров? – говорит мастер производственного обучения Зерновской школы Николай Карбушев.

– Я хочу остаться на селе, работать с техникой, делать ее. Многое уже умею, могу трактор отремонтировать без чьей-либо помощи. Если это мне нравится, зарплата нормальная, почему бы и не остаться здесь, – размышляет учащийся школы села Зерновое Дима Иванов.

– Без мастеров производственного обучения профобразование в сельских школах не может существовать. Надо найти в областном бюджете деньги, чтобы сохранить мастеров производственного обучения, увеличить количество школ, где дети получали бы рабочую профессию и были востребованы обществом. В этом году поставлена задача еще четыре школы в районе аккредитовать на право обучения кадров для села, – говорит мэр Юрий Шапенков.

На сельскую школу надо взглянуть по-другому, нельзя ее уравнивать с остальными учебными заведениями, уверена Елена Федорович:

– Президент Дмитрий Медведев провозгласил курс на модернизацию страны. Развитие образования, в частности, профессионально-технического, я считаю важным этапом. Если сломать систему подготовки рабочих кадров, говорить о модернизации и прочих интересных вещах не имеет смысла: без квалифицированных исполнителей производство невозможно, – уверена директор школы.

 

Людмила Шагунова

Фото Ларисы Федоровой

 

Павел Соболев, председатель Агропромышленного союза Иркутской области:

В настоящее время в агропромышленном комплексе Иркутской области сложившаяся ситуация по обеспеченности сельскохозяйственного производства руководителями, специалистами и кадрами массовых профессий вызывает обеспокоенность. Это обусловлено тем, что поставленные перед агропромышленным комплексом Иркутской области задачи по увеличению объемов производства продукции не могут быть выполнены без обеспечения организаций АПК высококвалифицированными кадрами.

В прошедшем году обеспеченность руководящими работниками и специалистами сельскохозяйственных организаций области составила от 30 до 70%, рабочими кадрами до 67%, из них квалифицированных механизаторов – 40%, доярок – 75%.

Чтобы поправить ситуацию, между министерством сельского хозяйства и образовательными учреждениями Иркутской области заключено шестистороннее соглашение по унифицированной системе подготовки молодых специалистов «школа – профтехучилище – техникум – вуз». Школа проводит основную профориентационную работу среди сельской молодежи, от которой по большому счету зависит и сохранение поселенческой сети, и продовольственная безопасность региона.

В пик сезонных полевых работ сельхозтоваропроизводители привлекают весной до 1500, а осенью до 3000 механизаторов. Для решения финансовых проблем министерства сельского хозяйства и образования предполагают создание ученических производственных бригад с выделением им земельных участков, а на базе ПУ совместных с базовыми хозяйствами сельскохозяйственных кооперативов по производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что в конечном итоге позволит им установить хозрасчетные отношения, а также получить государственную поддержку.

Что касается аттестации выпускников школ на присвоение категорий B, D, E, F: для этого необходимо пройти дополнительное обучение на факультативных занятиях при школе или других учебных заведений по специальности тракториста-машиниста.

 

Елена Мухорина, начальник отдела образования администрации Черемховского района:

– Сегодня пять школ района получили лицензию на проведение профтехобразования. Руководителям школ предстоит продумать учебный план. Но чтобы получать все категории при подготовке механизаторов, необходимо больше часов, чем предусмотрено программой. Уплотнить ее мы не можем из-за малокомплектности сельских школ. А также из-за того, что старшие классы должны иметь не более 36 часов нагрузки в неделю. Увеличить количество часов возможно только в ущерб другому предмету, а это недопустимо, и никто нам этого не позволит.

Что касается мастеров производственного обучения, в результате экспертизы штатного расписания министерством образования нам рекомендовано перевести эти ставки на финансирование из бюджета муниципалитета. Ставки мастеров мы, конечно, постараемся сохранить, для этого будем изыскивать возможности на местном уровне.