Борис Алексеев: Необходимо усилить общественный контроль над властью
В октябре 2011 года в Иркутске будет проходить второй межрегиональный антикоррупционный форум. В его работе примут участие представители законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций из всего Сибирского федерального округа. В преддверии форума на страницах «Областной» проходит обсуждение темы – коррупция в современной России. Наш сегодняшний собеседник – председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Борис Алексеев.
– Борис Григорьевич, как на фоне регионов Сибирского федерального округа выглядит Иркутская область в плане антикоррупционного законодательства?
– У нас проведена достаточно большая организационная и законотворческая работа в плане противодействия коррупции. Только в Иркутской области, Красноярском, Кемеровском краях и Республике Бурятия приняты региональные законы «О противодействии коррупции». Недаром именно в Иркутске будет проведен антикоррупционный форум. Но говорить уверенно о том, что мы победили коррупцию, – невозможно.
Да, сегодня проходит антикоррупционная экспертиза законов и нормативно-правовых актов как внутри Законодательного Собрания, так и в правительстве области. Согласно закону о регистре муниципальных актов проходит экспертиза муниципальных правовых актов. Несколько раз мы проводили депутатские слушания и круглые столы с участием Минюста. Минюст готов оказывать содействие муниципальным органам власти первого и второго уровня в рассмотрении принципиальных вопросов по внесению изменений в уставы муниципальных образований. Сформированы комиссии по конфликту интересов. В рамках приема на работу государственных служащих проводится проверка людей на предмет их отношения к делу. Но тем не менее фактов коррупции достаточно много: то где-то мэр, скажем так, «нахулиганил», то председатель думы, например, Чунского муниципального образования, то глава поселения. Не так давно на комиссии по контрольной деятельности мы рассматривали результаты работы главы Коноваловского сельского поселения Балаганского района. Деньги бюджетные он получил и непонятно как истратил. В итоге возбуждается дело.
Тот же небезызвестный Федеральный закон № 94 о проведении государственных муниципальных закупок. Когда мы рассматривали его на координационном совете по местному самоуправлению МАСС, пришли к выводу, что он нуждается в очень серьезных коррективах, вплоть до приостановки его действия. Доходит до парадоксов: фирма «Рога и копыта» опускает цену на закупки или на производство услуг и товаров до такого уровня, когда все реально осознают, что такого не может быть, вместе с тем это происходит и происходит в рамках закона.
– Выходит, одних запретительно-законодательных мер недостаточно для эффективной борьбы с коррупцией?
– Надо понимать, насколько мы сами, каждый из нас, готовы не поддаваться провокации, насколько мы правильно готовим молодежь к тому, что коррупция отвратительна и она разъедает все наше общество. К пониманию того, что коррупция – это явление такое же ужасное, как, например, наркотики, и его не должно быть в нашей жизни, подрастающее поколение надо готовить уже с детского сада. Пока россияне не перестанут системно давать взятки, нам не искоренить коррупцию. Не торопись купить тот или иной документ, пройди соответствующую инстанцию, подожди положенное время, но не давай взятку. Предлагая взятку, каждый из нас развращает госслужащих, бюджетников и платит им за то, за что они уже зарплату получают. Не получается решить вопрос – есть механизмы влияния через правоохранительные, судебные органы.
– Недавно в центральных СМИ активно освещались события, связанные с теневой деятельностью игорных заведений под сенью защиты правоохранительных чинов. Коррупция не может бороться сама с собой…
– Ирония понятна, но антикоррупционная работа в государстве все же идет. Об этом свидетельствует даже приведенный вами пример: «крышевание» игорного бизнеса сотрудниками милиции и прокуратуры благодаря средствам массовой информации стало предметом публичного порицания и уголовного преследования.
Если суд принимает несправедливое с точки зрения права решение, это тоже говорит о наличии источника коррупции. И в судебной системе начали с этими негативными явлениями разбираться и наводить порядок. Достаточно объективно работает квалификационная коллегия судей, которая рассматривает не только профессиональные, но и моральные качества человека, претендующего на высокое звание судьи. Это поможет в итоге выветрить коррупционный дух из судебной системы. Нам необходимо наладить и работу адвокатуры. Во главу угла нужно ставить закон и его соблюдение. Закон должен быть одинаково равен для всех.
– Борис Григорьевич, есть ли сегодня какие-то новации нашего депутатского корпуса, которые готовы перенять другие регионы?
– Мы активно развиваем территориальные органы общественного самоуправления – ТОСы. В этом случае работа чиновников в большей степени ставится под контроль общества на местах: во дворе дома, на улице, в микрорайоне, в населенном пункте. У граждан появляется возможность давать оценку органам власти во время проведения массовых мероприятий, проверять власть, предлагая те или иные проекты, жизненно важные и полезные для людей. На мой взгляд, мы пошли в этом вопросе дальше других регионов и, в частности, попросили Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского подготовить модельные правовые акты. Одни – для органов местного самоуправления по работе с ТОСами, другие – в помощь самим ТОСам. С этими модельными правовыми актами можно ознакомиться на сайте Законодательного Собрания. Результаты этой работы я недавно озвучивал на семинаре-совещании в Улан-Удэ. Резонанс был большой. Мы будем двигаться и дальше в этом направлении. И я полагаю, именно этот путь – усиление влияния общественности в вопросах управления – поможет решить и проблемы коррупции.