29.04.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
29.04.2011 12:00

Людмила Берлина провела интерактивную пресс-конференцию

Ответив на вопросы жителей Иркутской области

В минувший вторник председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина впервые провела интерактивную пресс-конференцию. В течение часа она успела ответить на два десятка вопросов, которые поступили на сайт Законодательного Собрания как от жителей области, так и от представителей средств массовой информации региона.

Предваряя общение, спикер отметила, что ей хотелось бы быть понятной и максимально открытой, потому что другого стиля работы для всех органов государственной власти на сегодняшний день просто нет.

Круг вопросов, который поступил на сайт, был самым разнообразным – от тарифов на услуги ЖКХ и последствий реформы образования до просьб посоветовать, как успешней сделать карьеру и как записаться на личный прием.

 

Универсального закона нет и не может быть

– О каком самом нужном законе для Иркутской области вы мечтаете и реально ли его создать?

– Есть такое избитое мнение, что в России законодательство тем и хорошо, что оно не исполняется, несмотря на его несовершенство (улыбаясь). Универсального закона нет и не может быть. Законодательство в целом не может быть более важное или менее важное. Все мы разные, и каждому требуется своя нормативная база, и она должна быть очень комфортной, отвечающей потребностям тех, кто занимается в той или иной сфере. Но мне бы хотелось, безусловно, иметь очень понятную четкую систему организации власти, разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Чтобы у муниципальных образований, которые находятся на острие, было достаточно ресурсов, и они талантливо бы их использовали. У муниципалитета есть уникальный ресурс, которого нет ни у одного уровня публичной власти – это самоорганизация населения. Когда каждый, кто живет в этом муниципальном образовании, может влиять на его развитие.

– Как вы прокомментируете увеличение в Иркутской области количества муниципальных образований, в которых вводится институт сити-менеджеров?

– На мой взгляд, мы должны рассматривать этот институт как востребованный инструмент эффективного управления. И задать вопрос: «Готовы ли мы к такому инструменту?» Я считаю, что сегодня этот институт излишне политизирован. Политизирован на уровне политических партий. Некоторое время назад по этому вопросу я пыталась получить экспертное мнение людей, представляющих наши общественные организации, и тех, кто занимается предпринимательством. Они категорически против того, чтобы лишить население возможности выбирать высшее должностное лицо. Предприниматели, не все, конечно, несколько по-иному смотрят на эту тему. Когда реализуется тот или иной экономический проект, многое завязано на власти. И им удобнее, если к управлению приходит человек, который реально знает, что такое государственное муниципальное управление, и понимает законы развития бизнеса.

Моя точка зрения заключается в том, что институт сити-менеджеров может быть востребован в больших городах, где действительно очень сложное хозяйство и нужны специальные знания. Там, где муниципальное образование небольшое, где сложных прорывных проектов нет, выборный человек будет более эффективен. Он сможет решить задачу местного самоуправления – объединять людей и поддерживать все хорошее, что есть на этой территории.

– Когда и при каких условиях станут возможны шаги по укрупнению муниципальных образований, например, по административному слиянию Киренска и Киренского района?

– В конце 2010 года приняты изменения федерального законодательства, которые предоставили возможность не образовывать в административном центре муниципального района исполнительный орган. При этом представительные органы, как на уровне муниципального района, так и на уровне административного центра муниципального образования, сохраняются. Но в этом вопросе все зависит не от органов государственной власти, все зависит от людей, живущих в Киренском районе и Киренске как административном центре муниципального образования. Если органы местного самоуправления принимают решение, о том, что будет одна администрация при сохранении дум Киренска и Киренского района, они вносят поправки в устав. Далее в соответствии с этим уставом идет непростой юридический процесс.

Обязательно нужно внести поправки и определить тему бюджетного процесса. Как принимались думами города и района бюджеты, так это и будет продолжаться. Возникает вопрос: «Нельзя ли думы объединить?» И на этот вопрос один ответ: «Нельзя». Мы ратифицировали Европейскую хартию местного самоуправления, и в этой хартии записана обязательность представительного органа в каждом муниципальном образовании. Поэтому представительный орган как в городе, так и в районе, остается. Главы администраций как высшие должностные лица становятся руководителями представительных органов. А на уровне объединенной администрации назначается человек, осуществляющий исполнительную власть по контракту, так называемый сити-менеджер. Эта норма прямо прописана в законодательстве. Осенью истекает срок полномочий у главы города Киренска, и это очень удобное время для замещения на территории данной модели управления.

 

Об услугах ЖКХ, институте МВД и реформе образования

 

– Как в нашем регионе работает закон о применение индивидуальными предпринимателями упрошенной системы налогообложения на основе патента?

– Закон области «Об упрошенной системе налогообложения на основе патента в Иркутской области» был принят в 2010 году. Согласно закону возможность работать в этой системе есть у предпринимателей, занимающихся 69 видами деятельности. Рекомендация может быть одна – считать, что удобнее, работать либо по упрощенке, либо на основе патента. 25 апреля у нас была рабочая встреча с депутатом Госдумы, первым заместителем председателя бюджетного комитета Виталием Шубой. Он сказал, что сейчас уже готовится федеральный закон, который фактически заменит упрощенную систему налогообложения на налогообложение на основе патента. Поэтому наверно есть смысл, людям, работающим в этом сегменте экономики области, посмотреть свои возможности через возможное изменение федерального законодательства.

– Когда и насколько будет увеличен размер площадей для преимущественного права выкупа в соответствии с ФЗ № 159 «О поддержке малого предпринимательства»?

– Областное законодательство в этом вопросе развивалось. В 2008 году мы приняли областной закон, который предусматривал право преимущественного выкупа площадей в размере 350 кв. м, находящихся в муниципальной или областной собственности. Малый и средний бизнес имел право эти площади выкупить. Затем на основе мониторинга депутатов Законодательного Собрания и правительства области эта норма была увеличена с 350 до 700 кв. м. В основе этого увеличения стоял прагматичный расчет. В муниципалитетах запрашивалась информация, на каких площадях располагается малый и средний бизнес. В подавляющем большинстве это были 700 кв. м. Необходимости еще увеличивать размер этих площадей на сегодняшний день нет.

– Некоторое время назад Законодательное Собрание выразило озабоченность по поводу слухов о возможном закрытии Восточно-Сибирского института МВД в Иркутске. 18 апреля был уволен его начальник генерал-майор Анатолий Чернов. Не означает ли это реформирование института с перспективой его дальнейшего закрытия? Продолжают ли депутаты следить за ситуацией в институте?

– Мы работали не по слухам, а на основе объективной информации, которая предполагала возможность принятия управленческого решения по изменению статуса нашего института и превращения его в филиал Омского института МВД. Письма Законодательного Собрания за моей подписью были адресованы министру внутренних дел, министру по чрезвычайным ситуациям, министру образования РФ, главе комитета по образованию Государственной думы, полномочному представителю президента в Сибирском федеральном округе. Причем мы беспокоились еще и о том, чтобы в случае если принимается решение о превращении института в филиал Омского, где нет специальностей «пожарная безопасность» и «судебная экспертиза», эти специальности были сохранены в нашем институте. В январе этого года пришел документ из Министерства внутренних дел за подписью заместителя министра, в котором сказано, что решения о реорганизации Восточно-Сибирского института МВД еще нет, но оно планируется. И наш институт обретет статус филиала Омского института МВД. Но в то же время возможно получение лицензии нашим институтом по тем специальностям, которых нет в Омске. Мы по-прежнему держим ситуацию под контролем.

– Депутаты ЗС ведут мониторинг тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Расскажите о результатах этой работы, в том числе о материалах, которые переданы в прокуратуру после проверки тарифов в муниципальных образованиях.

– По итогам 2009 года, когда население в первый раз столкнулось с системой неконтролируемого повышения тарифов в отдельных муниципальных образованиях, мы сделали выводы. Требования людей оказались поддержаны депутатским корпусом. В итоге муниципалитеты изменили подходы в своей работе и в ряде случаев снизили тарифы. Там, где они завышались, появились судебные прецеденты, и более того, сами управляющие компании стали возвращать деньги, которые они взяли с квартиросъемщиков и собственников жилья.

Теперь что касается регулирования законодательной базы. У нас с прошлого года установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги – компетенция субъекта федерации, то есть правительства Иркутской области, его исполнительных органов. Однако на текущий год эти полномочия будут переданы в органы местного самоуправления. Сегодня органы местного самоуправления регулируют предельный уровень роста тарифов. Региональная энергетическая комиссия и тарифные службы проверяют обоснованность установленных тарифов. Сейчас мы рассматриваем возможность на 2012 год мобилизации этой функции на уровень области.

– Сегодня много говорят о том, что не хватает высококвалифицированных специалистов. С другой стороны, к реформе образования имеется множество вопросов. Как вам кажется, есть ли проблемы у этой сферы в Иркутской области?

– Совершенно очевидно, что это одна из болевых точек в Иркутской области и наше образование страдает. Страдает, прежде всего, от безденежья, которое не позволяет учебную базу сформировать так, как она сегодня востребована современным миром. И речь идет не только о наличии компьютеров в классах. Присутствует проблема старения педагогического корпуса. Из-за низкой заработной платы непрестижно, особенно в сельской местности, работать педагогом. Мы в течение последних трех лет не индексировали заработную плату. Вообще, в образовательном пространстве у нас накопилось очень много проблем.

– Как лично вы относитесь к изменениям подходов в образовательной системе? В частности, среднего образования: изменения учебной программы, количества обязательных предметов и так далее.

– Если одним словом, то настороженно. Необходимость изменений действительно есть. И мне совершенно импонирует подход высшего руководства нашей страны в том, что мы не должны здесь спешить. Нужно все взвесить, не зря проект закона «Об образовании» проходит всенародное обсуждение.

 

«Я действительно работаю с большим удовольствием»

 

– Были ли разочарования в выбранной профессии, и в какой структуре лучше начинать юридическую карьеру, чтобы тебя заметили?   

– Я действительно работаю с большим удовольствием, мне интересна работа. Неудовлетворенность… Такое состояние переживала и неоднократно. Мне думается, это присуще любому человеку. Чем более ты предан своей профессии, тем горше разочарования и неудовлетворенность. Но я никогда не сожалела о выбранной профессии. Как сделать, чтобы тебя заметили… Мне кажется, такой цели ставить не нужно. Надо постоянно развиваться, и тогда тебя непременно заметят. Можно быть скучным и непродуктивным в любом коллективе и на любой должности.

– Мудрецы говорят, что человек развивается только тогда, когда учится чему-то новому. Позволяет ли ваша работа получать новые знания, не связанные с управленческой и законодательной деятельностью?

– Человек не может находиться в статичном состоянии. Он либо деградирует, либо развивается. У него нет другого выбора. Возможность получения новых знаний и стимулов для развития, возможность найти тот опыт, которым можно обогатить себя, – в этом смысле работа в Законодательном Собрании уникальна. Смею надеяться, что вы оцениваете меня как человека развивающегося.

– Какие книги вам нравятся, что вы сейчас читаете?

– Софокла уже не читаю, это правда (улыбаясь). Времени крайне не хватает, чтобы заняться какой-то серьезной литературой. В поездки, как правило, беру что-то, что не успела прочесть на работе. Иногда, правда, удается почитать детективы. Обязательно и ежедневно – прочтение всех проблемных и критичных материалов, которые есть в наших СМИ. Я человек из правоохранительной системы, где сигналы из СМИ в советское время всегда был сигналом к реагированию. Трудно перестроиться, если за плечами 20-летний стаж работы в прокуратуре.

– Как влияют на работу Законодательного Собрания женщины – сейчас их больше, чем в прошлых созывах?

– Их число – рекордное, потому что 14 женщин-депутатов за всю историю парламентаризма в Иркутской области не было. Я могу высказать личное отношение. Мне работается комфортно, потому что женщина, по сути, с одной стороны, гарант стабильности, с другой  – источник эмоциональности, но это никогда не мешало работе. Хотя, конечно, этот вопрос уместнее задать мужчинам. Один небольшой штрих. Посмотрите, сколько идет избирателей на прием к женщинам. Порой просто поговорить и услышать слова поддержки.

– Уточните, как можно записаться к вам на прием?

– Общий порядок есть для всех депутатов Законодательного Собрания, в том числе и для меня. Каждый месяц в газете «Областная» и на сайте ЗС обнародуется график приема депутатов. В соответствии с графиком происходит запись на прием. Я как член партии «Единая Россия» веду прием либо в приемной лидера партии Владимира Путина, либо в Законодательном Собрании.

 


Полностью с интернет-конференцией председателя Законодательного Собрания можно познакомиться на сайте областного парламента www.irk.gov.ru.