29.04.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
29.04.2011 12:00

Боятся ли в России воровать?

Недавно в одном из интервью глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин сказал, что в России люди не боятся воровать. «Областная» спросила политиков Иркутской области о том, согласны ли они с этим тезисом, и попросила пояснить их позицию по этому вопросу.

Виктория Дворниченко, главный врач областного онкологического диспансера:

– Я не вполне согласна с этим заявлением. Мне кажется, что в нашей стране СМИ всегда много говорили о коррупции. Между тем я давно работаю в сфере здравоохранения и вижу, что все мои коллеги честно трудятся. Впрочем, может, мне просто везет работать с очень порядочными людьми.

Если же предположить, что Сергей Степашин как глава Счетной палаты прав, тогда за каждой цифрой должна стоять очень серьезная доказательная база из конкретных фактов, а не домыслов. Если же такие факты действительно есть, то тогда нужно перестать бесконечно обсуждать проблему коррупции и начать предпринимать конкретные и реальные шаги по ее решению: назначить суровые меры наказания и следить за тем, чтобы они исполнялись.

Юрий Фалейчик, депутат ЗС Иркутской области:

– На мой взгляд, Степашин, к сожалению, прав. Люди действительно не боятся воровать. Это связано с налаженной системой взяток, откатов, решением любых вопросов за деньги и с четкой уверенностью коррупционера в том, что если что и случится, то друзья его непременно прикроют.

Между тем сейчас система взяток создала вполне удобный рынок. За деньги можно купить все: диплом о высшем образовании, водительские права, да и вообще судьбу. И такой уклад в некотором роде даже пользуется народной поддержкой. Я периодически слышу о том, что человеку гораздо проще решить проблему на месте и за деньги, чем потратить год на сбор каких-то справок или хождение по инстанциям. К будничной коррупции мы приспособились и воспринимаем ее как норму, отчасти удобную, как это ни печально.

Но если и решать проблему с коррупцией, то начинать надо с самой верхушки пирамиды российского истеблишмента. Тогда и появится вера, что взяточничество можно побороть. А пока мы говорим о коррупции среди учителей или врачей, не затрагивая истеблишмента, ничего не изменится.

Валерий Лукин, депутат ЗС Иркутской области:

– Пожалуй, я соглашусь с этим высказыванием. Хотя бы потому, что в коррупцию вовлекается все больше людей. Это обусловлено несовершенством нашего законодательства, которое не всегда гарантирует неотвратимость наказания за совершенное преступление, а кому-то и вовсе позволяет уйти от ответственности. Иногда даже представителям правоохранительных органов бывает выгодно, чтобы имена коррупционеров не получили огласку. Какой выход? Нам нужно совершенствовать законы и исполнять их строго. Я считаю, что нормы закона должны распространяться на всех, вне зависимости от занимаемых ими должностей. И, скорей всего, такой подход позволит нам снизить уровень коррупции. Кроме того, все дела о взяточничестве должны быть максимально публичными, а проворовавшийся госслужащий – получать непререкаемый запрет на работу в органах власти. То же самое можно сказать и о преподавателях: они ведь должны воспитывать в учениках и студентах духовность, так что им непозволительно быть взяточниками.

Игорь Иванов, министр по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области:

– Я абсолютно не согласен с мнением Степашина. Воровство ни в коем случае не норма, не было ею и не может ею быть. Ни с точки зрения закона, ни с точки зрения морали. Просто люди бывают порядочные или не очень.

И если говорить о коррупции, которая позволяет сегодня человеку, к примеру, купить диплом о высшем образовании или водительское удостоверение, то она только способствует обесцениванию их значимости. Сегодня диплом, даже если он красный, не является показателем уровня реальных знаний молодого специалиста, и это печально.