02.05.2011 12:00
Рубрики
Культура
Текст
Юрий Юдин
Теги
Текст:
Юрий Юдин
02.05.2011 12:00

Байкал потянул на ТЭФИ

Сотрудник телекомпании АИСТ стал победителем конкурса «ТЭФИ-регион» – главного профессионального состязания для работников ТВ в России. Призовым стал фильм «Байкальская сюита». Оператор фильма Анатолий Мельников стал лучшим на конкурсе, получив статуэтку Орфея. Церемония награждения проходила в Таганроге.

И в снег, и в град

На участие в конкурсе «ТЭФИ-регион» поступило рекордное количество работ – 544 от 164 телекомпаний.

– Я до сих пор не понимаю, почему эту премию заслужил именно наш фильм. У нас были сильные соперники, а их фильмы – актуальные, репортажные, в которых авторы рассказывают о серьезных проблемах. Такие работы не оставят никого равнодушным. Но наш фильм оценили по высшему баллу, и не скрою, я этому очень рад, – сказал Анатолий Мельников.

«Байкальская сюита» – результат совместной работы оператора Анатолия Мельникова, режиссера Анатолия Шевченко, публициста Дмитрия Слободчикова. В фильме зритель видит, как Байкал засыпает на зиму, как просыпается весной. Все природные явления, которые удалось запечатлеть журналистам, а также обитатели этой местности отражены в 30-минутной музыкальной новелле.

А началось с того, что в Восточно-Сибирскую студию кинохроники поступила заявка из Москвы снять фильм о Байкале. За сценарий взялся Анатолий Шевченко. Звукорежиссер по образованию, он не мог представить себе фильм по-другому: очень большую роль он отводил музыке, которая будет сопровождать виды Байкала.

– Когда Анатолий пришел ко мне со своим сценарием, я его забраковал. Сколько существует фильмов о Байкале, положенных на музыку? – рассказывает оператор Анатолий Мельников. – Такое можно купить в каждой сувенирной лавке. Но потом, поговорив с ним, я заразился его идеей. Постарался отойти от тех шаблонов, которые присутствуют в работе, когда ежедневно снимаешь для ТВ. Снимал я по-другому, даже можно сказать, я рисковал, пренебрегая профессиональными канонами. Но считаю, в таких случаях, когда хочется создать нечто новое, творческое, мы имеем право на импровизацию.

Официально фильм снимался целый год, который съемочная группа провела на Байкале. Выезжали на Ольхон, на Ушканьи острова, побывали в центральной части западного побережья, в Баргузинском заповеднике. Отчасти целью фильма было показать дикие места вблизи озера, а не тот туристический Байкал, который знают большинство иркутских жителей. Такие места помогал находить Дмитрий Слободчиков, он же автор программ «С чистого листа» и «Линия горизонта» на ТК АИСТ. Кажется, что он исходил озеро вдоль и поперек.

– У меня есть дома карта Байкала, я на ней отмечаю места, в которых я был. И по ней видно, что это всего лишь одна тысячная часть этих территорий. Байкал – это огромная котловина с большим количеством хребтов. Обойти его не так-то просто, – сказал Дмитрий Слободчиков. Они с Анатолием Мельниковым пробыли год на Байкале: жили в палатках, ходили с огромными рюкзаками. Дмитрию нужно было снимать сразу и фильм, и программу – он носил с собой две видеокамеры. Одну, большую пленочную, для фильма, другую, электронную, – для программы «С чистого листа». Аппаратура занимала 90% веса, который они несли на себе. Снимали природные явления, записывали звуки озера.

– Нам постоянно везло. Например, нам обязательно нужно было снять замерзающий Байкал. Конечно, Дима предполагал, когда он должен замерзнуть, но погода непредсказуемая. И вот как раз мы приехали, и на наших глазах вода стала застывать. Так же легко мы сняли первый снег, медведя и другие вещи, – комментирует Анатолий Мельников.

В фильм вошли съемки диких животных, которые хранились у операторов с прошлых лет. Нерпы, хорьки, лисицы, чайки и медведи.

– Было бы нереально заснять все за один год, поэтому мы включили записи прошлых лет, – объяснил Дмитрий Слободчиков.

 

Монтаж – дело тонкое

 

– Снять красиво – дело одно, а упаковать эту красоту – совсем другое. Любую качественную работу можно испортить неумелым монтажом, – считает Анатолий Шевченко.

Серьезная работа ждала в монтажной. Участвовали в процессе все. За основу режиссер взял музыку Игоря Контюкова, но было недостаточно просто подобрать видеоряд под его композицию. Сценарий требовал более серьезного подхода, а Игорь Контюков уже покинул Иркутск. Для этого пригласили композитора Дечебала Григоруцэ, который вписал эту музыку в концепцию фильма, а также написал свои композиции. В фильм вошли записи звуков Байкала: это не только плеск волн, даже зимой озеро издает свои неповторимые звуки.

– Однажды мы записали интересный звук: был ветер, и вдруг неожиданно послышались сотни колокольчиков. Откуда? Это же совершенно дикие места. А в другой раз мы записали звук, который очень похож на то, как работает трактор. Его не использовали в фильме, такой он был необычный для тех мест, – рассказывает Дмитрий Слободчиков.

В последний момент перед сдачей фильма у Анатолия Шевченко произошел технический сбой компьютера. Пришлось все быстро монтировать заново.

 

Творческая площадка

 

На награждение «ТЭФИ-регион» от всей команды отправился Анатолий Мельников и вернулся с победой и статуэткой. В состав жюри вошли известные люди, члены Академии российского телевидения, в том числе ведущий Первого канала Владимир Познер. В течение четырех дней Анатолий общался со своими «соперниками» и коллегами:

– Это очень важное событие для меня – вырваться из привычного рабочего режима и оказаться в творческой среде. Я многое узнал за эти четыре дня: обсуждали ошибки, учились друг у друга.

– До сегодняшнего дня телекомпания АИСТ не раз становилась номинантом премии «ТЭФИ-регион». Несколько дипломов свидетельствуют – мы были в шаге от победы, – пояснил генеральный директор телекомпании АИСТ Амгалан Базархандаев. – И вот долгожданная награда – наша. Для телекомпании она очень значима. Именно АИСТ уже много лет занимается съемками программ о сибирской природе – это проект некоммерческий, но весьма затратный. Он создается не ради денег, а для зрителей.