04.05.2011 12:00
Рубрики
Спорт
Теги
04.05.2011 12:00

Виктор Белобородов: В танцах каждый может реализовать себя

В минувшую пятницу, 29 апреля, во всем мире отметили Международный день танца

С одной стороны, вот уже 20 лет бальные танцы являются видом спорта, с другой – танцоры часто выступают на площадках культурных мероприятий. Получается такой востребованный жанр в разных проявлениях. О том, как он развивается в Приангарье, мы беседуем с президентом областной федерации танцевального спорта Виктором Белобородовым.

– Почему человека с древних времен тянет танцевать?

– Изначально танец возник для выражения сильных эмоций. Когда человек общается спокойно, он в основном пользуется средствами речи, а когда градус разговора повышается по причине радости или грусти, то в это вовлекаются и другие части тела. Потом появились ритуальные танцы. Позже это стало элементом культуры, эстетики. Сначала танцевали все, потом кто-то начинал делать это более профессионально. В XVI–XVIII веках люди открывали балы и демонстрировали движения, которым следовали все остальные. В XIX веке появился круг людей, которые представляли танец, как зрелище.

Мы с удивлением обнаружили, что одним из первых проводников танцевальной культуры в Иркутске было авиационное училище. В 1930-е годы по приказу сверху во всех высших военных училищах был введен обязательный предмет – танцы. Так воспитывались будущие высшие слои общества. Потом это как-то потерялось и долгое время держалось за счет энтузиазма. История бальных танцев знает и гонения – когда-то они считались тлетворным влиянием Запада. Точно такие же истории можно вспомнить и о других танцах. Венский вальс и танго считались раньше неприличными. Венский вальс было запрещено танцевать на балах Европы из-за непристойно близкого соприкосновения мужчины и женщины. Сейчас ни один бал без этого танца не обходится. Когда танго попало в Европу, его запрещал даже Папа Римский, поскольку считал, что в нем проявляются самые низменные страсти человека. В Советском Союзе запрещали почти все бальные танцы.

– Но сейчас-то все разрешено… Почему бальный танец, несмотря на сложность, – привлекательный жанр?

– Бальные танцы связаны с парностью исполнения – это широкий танцевальный спектр. Это элемент общечеловеческой танцевальной культуры. У нас регулярно бывают ситуации, когда приходят люди и хотят заниматься танцами для себя, берут частные уроки. Среди них представители бизнеса, власти. Однако танец важен для любого человека. Он придает уверенности, развивает физически, эмоционально, интеллектуально. Я заметил, что наши спортсмены-школьники более коммуникабельны и грамотны по сравнению со сверстниками.

– Танцевальный вид спорта стал очень популярен у детей, легче подготовить спортсмена со школьной скамьи?

– Это один из самых сложных видов спорта, поэтому, чем раньше люди начинают заниматься им профессионально, тем лучше. По международной системе танцев в возрасте до 9 лет разрешено исполнять только несколько фигур. Нужно время, чтобы заложить правильную механику движения тела, ведь в обычной жизни мы так не двигаемся. Один из 20–30 приходящих к нам детей двигается так, как это должно быть в латиноамериканском танце. Мы живем в другом климате, других социальных условиях, недаром две программы – латиноамериканская и европейская – разные. Латиноамериканская более сольная, там более визуальное, эмоциональное общение. Европейские танцы возникали на балах и развивались как торжественное шествие – строгое перемещение по залу без каких либо допусков в движении тела.

В 80-е годы и речи не было о детском танцевании. Бальными танцами начинали заниматься лет с 16. Взрослые более восприимчивы к материалу, отдача наступает быстрее. Между тем при всех перипетиях мы в своем клубе сохраняем взрослую школу до сих пор, это единственная школа для всех желающих.

– И что вы можете предложить таким желающим?

– Программа танцевального спорта включает в себя всего десять танцев – пять латиноамериканских и пять европейских. А программа нашей школы состоит из порядка 50–60 различных танцев. 20 – это индивидуальные сольные танцы, остальные парные.

– Но ведь мало одного желания научиться танцевать, нужна еще партнерша или партнер…

– 70% взрослых к нам приходят без пары. Один из лозунгов нашей школы – научить человека танцевать с любым партнером. Мы периодически меняем пары, переставляем. Танцором ведь становишься не когда исполняешь сложные элементы, а когда можешь танцевать с человеком, который этого делать совершенно не умеет. Нужно подстроиться и вести так, чтобы партнер не чувствовал себя ущербно.

– А как выглядят на российской и международной арене иркутские танцоры?

– Уровень конкуренции в стране высокий. Но иркутские спортсмены очень достойно выступают, особенно в последние годы. У нас есть финалисты первенств и чемпионатов России, в прошлом году одна пара стала чемпионом России по латиноамериканскому сиквею – Илья Белобородов и Анастасия Кадченко. В прошлом же году Никита Далюк и Ирина Кирюхина выиграли первенство России среди юниоров по европейской программе, а потом и первенство мира. Знаковый результат для нашего региона. У нас часто хорошие спортсмены уезжают в Москву, ближе к центру. Наша главная проблема – отсутствие базы для тренировок, в Иркутске нет танцевального зала. Если 10 лет назад мы выходили на соревнования, где размер танцевальных площадок был 300 квадратных метров, то сейчас они по 500–600. И под эту площадь нужно выстроить и хореографию, и рисунок танца. Дворец спорта «Труд» этого не позволяет, в Сибэкспоцентре теперь нет паркетной площадки.

– На «Байкал-дансе» я видел, насколько это тяжелый вид спорта. Как проходит подготовка спортсменов?

– Чем серьезнее уровень, тем выше требования к физической подготовке – силовые упражнения, растяжки. Но наш вид спорта демократичен, и на уровне начальной подготовки он позволяет заниматься очень большому количеству детей и взрослых. При проблемах со спиной, опорно-двигательным аппаратом и даже при сердечно-сосудистых заболеваниях врачи рекомендуют пациентам заниматься танцами. Физические нагрузки у нас растут постепенно. Плюс к этому есть визуальные нормативы. На танцполе найдется место и невысоким танцорам, и полным, мы можем подобрать такие движения, что они будут выглядеть гармонично и на равных соревноваться с худыми и стройными. На уровне массового спорта хочу развеять миф о дороговизне танцев. Этот вид спорта становится дорогим, когда танцоры выходят на профессиональный уровень. Чем выше уровень, тем больше требуется костюмов и тем лучше они должны быть. Мы много ездим, выступаем на соревнованиях. А вообще танцы в любом случае полезны, через танцы должны пройти все, и каждый может найти себя в этом виде спорта.