Золотая середина должна быть в определении политики нацпарков
ФГУ «Прибайкальский национальный парк» – это 470 километров побережья Байкала, Практически вся эта территория доступна туристам для посещения. Этот год для Национального парка юбилейный – 25 лет с момента создания. О том, как может быть использован ресурс охраняемой территории, рассказывает директор парка Олег Апанасик.
– Что означает сегодня для государства понятие «национальный парк»?
– Собственно, как и раньше – это территория, которая подлежит охране и на которой в целях сохранения природы ограничены многие виды хозяйственной деятельности. Также перед сотрудниками национальных парков стоят задачи развития экологического просвещения, познавательного туризма. Сегодня нацпарки не подразумевают полного исключения присутствия человека, кроме заповедных мест. Напротив, уникальные природные зоны сохраняются для того, чтобы их могли увидеть люди. А это значит, что для туристов необходимо создавать условия – они должны где-то переночевать, пообедать, им нужен транспорт. Таким образом, мы ищем золотую середину – сохраняем природу Прибайкалья и привлекаем посетителей, обеспечив комфортное, интересное и безопасное посещение территории нацпарка. Сейчас работает федеральная целевая программа охраны озера Байкал и социально-экономического развития его берегов. Пока она прописана на ближайшие три года, но планируется ее доработать и продлить до 2020 года. В рамках этой программы предусмотрено финансирование – 98 миллионов рублей. Эти деньги должны быть использованы на улучшение работы по охране территории и развитию рекреационных ресурсов.
– Что предполагается сделать для развития туристической привлекательности парка?
– Есть масса нахоженных и наезженных мест. Но сейчас они используются дикими туристами. Наша задача – обустроить территории, уже ставшие популярными, отрегулировать посещение их оптимальными туристическими потоками. Есть, к примеру, замечательный остров Ольхон, куда за сезон приезжают тысячи автомобилей, нанося природе непоправимый урон. Здесь необходимо в первую очередь создать нормальную схему передвижения, обустроить стоянки, какую-то часть территории вовсе закрыть для посещения. Ограничив доступ на Ольхон чрезмерного числа автомобилей и сделав нормальную сеть пешеходных, велосипедных, конных маршрутов, трасс для багги и квадроциклов, мы можем даже увеличить поток туристов, повысив качество услуг и расширив их перечень.
– А на основании какого законодательного решения вы можете ограничить въезд транспорта на остров Ольхон?
– У нас есть закон 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», где в статье 15 написано: «Движение механических транспортных средств по территории национальных парков запрещено, если это не связано с деятельностью парков». Так что у нас есть юридический механизм, который позволяет ограничить доступ автотранспорта в места, которым может быть нанесен ущерб. В заповедник нельзя ни входить, ни въезжать, в нацпарк входить можно, но въезд мы вправе ограничить. Сейчас специалистами готовится обоснование, какую антропогенную нагрузку может выдерживать остров. Из этого и будем исходить. Сейчас на острове оборудовано 1600 койко-мест, диких туристов – в разы больше, мы должны создать для этих людей правила и предоставить возможность отдыхать и передвигаться по территории, не нанося ущерба природе. Это касается не только Ольхона, но здесь проблема стоит наиболее остро.
– Кто и как будет следить за выполнением требований?
– Мы планируем создать государственную инспекцию по охране территории национального парка, у нас есть для этого возможность и кадры. Сначала запустим несколько пикниковых зон, чтобы отработать механизм и чтобы люди начали видеть разницу.
– В прессе проходила информация о том, что на территории парка закрывают несколько больших туристических комплексов. Чья это инициатива и какова роль парка в этих действиях?
– Если разговор об объектах в Листвянке, то здесь при создании ряда туристических объектов были явные нарушения законодательства. Решения приняты по инициативе прокуратуры. Это четыре объекта, из которых три – горнолыжные комплексы. Мы предупреждали, что все строительство на территории парка незаконно и требует скорейшего документального оформления, что сегодня и необходимо сделать пользователям земельных участков.
– Значит ли это, что и объекты на Малом Море ждут такие же решения?
– Да, там большое количество баз, у которых либо нет договоров, либо они не переоформлены. Моя позиция заключается в том, чтобы узаконить отношения с теми, кто уже работает на территории парка, а затем начать с чистого листа.
– Амнистия?
– Нет, это не амнистия, это установка правил игры в интересах всех сторон.
– Что касается правил игры – вы недавно вернулись из поездки в США, где изучали работу национальных парков. Есть ли схожие проблемы?
– Я знакомился с опытом работы в штате Флорида. Проблем у них не меньше нашего – тот же мусор, те же простреленные аншлаги, те же дороги, которые периодически закрывают. Есть и более глобальные проблемы: например, восстановление экосистемы флоридского болота – его перекрыли магистралями, и течение в нем замедлилось, что привело к необратимым изменениям. Задача эта не менее основательная, чем защита озера Байкала, а может быть, технически и более сложная. Во всем мире люди сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами, и везде их взаимоотношения с природой нужно регулировать, искать эту самую золотую середину – баланс между использованием ресурсов и сохранением природной среды.