06.05.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
06.05.2011 12:00

История жигаловского разведчика

В нашей семье есть настоящий герой, гордость нашего рода. Василий Ефимович Машуков – это наш дедушка, бесстрашный защитник Родины, ветеран Великой Отечественной войны. В этом году он отметил пусть некруглую, но в тоже время непростую дату, в виде двух бесконечностей – 88 лет. Мы, внуки и правнуки, называем его человеком-эпохой. Родился в стране Советов, пережил одно из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю народа, – Великую Отечественную войну. Наблюдал исторический закат советской эры и рождение современной России. Живет он в Жигаловском районе. Там же, где родился, вырос, нашел свою любовь и создал семью.

Василий Ефимович Машуков родился 12 января 1923 года в селе Захарова Жигаловского района. Материнского тепла и ласки они с братом и сестрой лишились рано. Нашему дедушке тогда едва исполнилось 11 лет. А спустя четыре года, в 1938 году, не стало и отца. Он стал жертвой репрессий и был расстрелян как враг народа. Только после Великой Отечественной войны Машукова-старшего посмертно реабилитировали без состава преступления.

В мае 1942 года 19-летним юношей Василий Машуков вступил в ряды Красной армии для выполнения своего долга перед отчизной. В те годы шел активный набор и подготовка очередного пополнения на фронт. В ускоренном режиме на японской границе пришлось познавать азы военного дела. И после двухмесячной стажировки в числе трех добровольцев призвался на фронт в действующую армию.

Смоленское направление

– Сразу же попали в гущу военных событий – в район Смоленска, – воспоминает Василий Ефимович. – Вооружение у наших бойцов было только стрелковое: винтовка и карабин. Когда мы прибыли в часть, каждому выдали по пять патронов. А винтовок не дали. Их просто не было. Пришлось вручную собирать по частям из отработанного, уже негодного к бою оружия.

Василий Машуков попал в подразделение стрелкового батальона пулеметчиком. В конце 1942 года поступил приказ занять небольшой населенный пункт.

– Прибыли ночью, – рассказывает наш герой. – Село располагалось на пустоши, перед нами раскинулось, казалось, бесконечное чистое поле. Наутро дают команду – занять деревню. Целый батальон бросили на выполнение задания, не сделав должной разведки и арт-подготовки.

На этой пустоши 400 человек виднелись, как на ладони. Немцы подпустили советских солдат на близкое расстояние и ударили по ним из всех видов оружия.

– Моего земляка и напарника Холодкова убили, – вспоминает дедушка. – Когда немцы взяли нас в окружение, их боевая точка засекла нашу и обстреляла минами. Осколки первой мины попали мне в правое бедро. Раненный, я пытался зарядить пулеметный диск, чтобы продолжать бой. Те три, что мне выдали, быстро закончились. Но через короткое время меня настигла вторая мина, тяжело ранив осколками в грудь. Первый удар мне показался сильнее и больнее. Второй я даже не почувствовал.

От большой кровопотери Василий Машуков потерял сознание. Целый день пролежал в ледяной снежно-кровавой жиже среди мертвых тел. Вначале его приняли за погибшего, забрав медальон. Но вечером, по счастливой случайности, при повторном осмотре поля боя обнаружили подавшего еле заметные признаки жизни пулеметчика Машукова.

В этой бойне из четырехсот человек в живых осталось всего четырнадцать.

Глаз с прищуром

После смоленских событий Василий попал в госпиталь в город Горький. Пробыл там три месяца и по выздоровлению был отправлен в запасной полк, который формировался в рядах Четвертой танковой армии на Курскую дугу. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

На этом война для Василия Машукова не закончилась. После Курска он ушел в брянские леса, где формировался Первый украинский фронт. Вел военные действия в местах станции Шепетовка, городов Каменец-Подольск, Львов. В этих боях получил ранения в шею, руку и левый глаз. В тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь города Киева, где три месяца его поднимали на ноги.

– Подлечили, починили и направили обратно на фронт, – вспоминает Василий Ефимович. – Хотели осколок из глаза вытащить, но металл оказался цветным и на магнит не реагировал. Тогда мне врач сказал, что если и дальше продолжат попытки искать осколок, то глаз придется полностью удалить. А так он хоть и не видит, но остается на своем месте. Когда призвали обратно на фронт, комиссия сказала: «Хоть глаз ничего не видит, но боец еще годный. Да и прищуривать специально не надо, бери и стреляй».

Так с одним глазом наш герой попал в разведку. Принимал активное участие в освобождении Польши, Чехословакии, до германской границы не дошел 30 км. Свою военную историю наш дедушка закончил в звании старшего сержанта. За подвиги и заслуги награжден орденом Славы, медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны первой степени.

– Орден Красной Звезды я так и не получил, – рассказывает Василий Ефимович. – Документы на меня были утеряны, офицер, у которого они хранились, подорвался на мине.

«Моя Маруся…»

В родное Жигалово Василий Машуков вернулся в августе 1945 года. Молодого, бравого парня с голубыми глазами, который пережил все ужасы войны, ждала девушка Мария. С ней он познакомился еще за школьной партой. На фронте ее весточки грели душу, давали силы и надежду вернуться домой живым. После войны Василий и Мария поженились. Вместе прожили 50 с лишним лет, а в 1997 году Маруси не стало. Конечно, эта утрата родного и самого близкого морально подкосила нашего дедушку. Он однолюб и никогда не думал найти супруге замену: «Второй такой Маруси просто нет».

Сегодня ветеран живет в Жигаловском районе вместе с двумя из четырех сыновей. Единственная дочь, Татьяна, 20 лет назад переехала в Иркутск и в настоящее время работает врачом в областном перинатальном центре. Своими успехами знаменитого деда радует молодое поколение: 11 внуков и 11 правнуков.

Р.S.

Дорогой наш дедушка, прими от нас, твоих детей, внуков и правнуков поздравления с Днем Победы. Желаем тебе крепкого сибирского здоровья. Живи долго. У нас, у потомков, не хватит слов, чтобы выразить всю благодарность за мирное небо сегодня. Спасибо тебе, что ты с нами. Мы тебя очень любим.