Елена Голенецкая: Через два года мы надеемся добиться улучшения качества жизни детей
Четверть средств от общей суммы финансирования областной программы модернизации здравоохранения будет направлена на детскую медицину. Планируется внедрять новые технологии и оборудование по выхаживанию недоношенных детей, открывать в больницах дополнительные койки интенсивной терапии для ребятишек раннего возраста, развивать амбулаторно-поликлиническую помощь и диспансеризацию для подростков. По словам главного педиатра Иркутской области Елены Голенецкой, таких больших денег никогда еще не вкладывалось в развитие детской медицины Приангарья. Накануне Международного дня семьи мы беседуем с Еленой Сергеевной об актуальных проблемах детского здравоохранения и путях их решения.
– Как изменился уровень заболеваемости детей в Приангарье за последний год?
– За последний год наши дети больше болеть не стали, даже наоборот, показатель заболеваемости снизился на 3%. По-прежнему более 70% детей имеют первую и вторую группы здоровья – это ребятишки с функциональными отклонениями и абсолютно здоровые. Около 20% детей входят в третью группу здоровья, так как имеют хронические заболевания. И, наконец, около 2,5% – это дети-инвалиды, которые составляют четвертую группу здоровья.
Для ребятишек третьей и четвертой группы, безусловно, большое значение имеет развитие современных медицинских технологий, которые сегодня позволяют как предотвратить хроническое заболевание, так и снять инвалидность. У нас есть примеры, когда дети с пороком сердца после оперативного лечения и реабилитации навсегда забывают про свой недуг. Если наши врачи не в силах помочь ребенку, мы можем отправить его на операцию в то или иное федеральное учреждение здравоохранения по квотам. Таких очередей, как раньше, на квоты сейчас нет. Все дети, которые обращаются к нам, непременно получают направление, если их заболевание лечится на территории России.
Кроме того, ребятишки с хроническими проблемами со здоровьем получают путевки на санаторно-курортное лечение. Мы очень тесно работаем с соцзащитой, используя базу их реабилитационных центров. У нас есть хорошее отделение по долечиванию Ивано-Матренинской больницы «Еловая падь». Надеюсь, что через пару лет нам удастся закончить реконструкцию бывшего санатория «Подснежник», который находится в Иркутске на улице Чайковского. Там мы сможем открыть большое отделение восстановительного лечения Областной детской клинической больницы.
Быстрая помощь
– Елена Сергеевна, чем болеют современные дети?
– По традиции лидируют болезни органов дыхания, далее идут нарушения опорно-двигательного аппарата, гастроэнтерологические патологии, заболевания нефрологического профиля. Сейчас мы будем прилагать максимум усилий к ранней диагностике гинекологической и урологической патологий у подростков. В рамках областной программы модернизации здравоохранения в течение двух лет в Приангарье будет проходить диспансеризация 14-летних детей с упором на состояние репродуктивного здоровья. Для каждого подростка будет составлена индивидуальная программа оздоровления, чтобы он после 18 лет смог родить здорового ребенка. Эта программа направлена на будущее. Наши питерские коллеги считают, что очень хорошо вкладывать деньги в развитие неонатальной медицины, но надо обращать особое внимание и на своевременную оценку и коррекцию здоровья подростков. Тогда у нас будет больше благоприятных беременностей и родов, больше здоровых детей.
– Каков сегодня показатель младенческой смертности в Иркутской области?
– К сожалению, он выше среднероссийского – 9,8 случаев на 1000 человек населения. Однако нельзя не отметить, что за последние десять лет он снизился в два раза. Показатель младенческой смертности рассчитывается по числу детей, которые умерли на первом году жизни, от числа тех, которые родились живыми. Это один из основных показателей, применяемых при оценке деятельности как органов здравоохранения, так и администраций территорий.
Сегодня у нас есть ряд серьезных резервов для снижения младенческой смертности. Во-первых, это своевременная постановка женщин на учет по беременности и раннее выявление пороков развития плода. Во-вторых, повышение качества оказания медицинской помощи новорожденным с пороками развития и маловесным детям. Если порок диагностирован вовремя и он операбельный, ребенок должен родиться в Иркутске в условиях перинатального центра, чтобы хирурги сразу же оказали ему высококвалифицированную помощь. У нас работает областная программа, которая обеспечивает бесплатный проезд беременной женщины до областных учреждений здравоохранения и обратно на консультацию, лечение и роды. Это в разы увеличивает шансы ребенка родиться здоровым и иметь достойное качество жизни.
Еще один резерв снижения младенческой смертности – это организация помощи семьям группы высокого медико-социального риска. Речь идет о семьях, где родители пьют или страдают психическим заболеванием, имеют низкий доход или не работают, находятся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, есть примеры, когда из-за халатности родителей, вовремя не обратившихся за медицинской помощью, ребенок погибает. Недавно было издано распоряжение министерства здравоохранения Иркутской области, согласно которому участковые педиатры, медсестры и фельдшеры должны посещать не реже двух раз в неделю семьи группы высокого медико-социального риска, где есть дети первого года жизни. Цель таких рейдов – не только наблюдение за состоянием здоровья ребенка, но и профилактика жестокого обращения с детьми и решение проблем ухода за ними.
– Вы уже упомянули про областную программу модернизации здравоохранения. В каком объеме в ней предусмотрена помощь детству?
– Развитие детского здравоохранения поставлено приоритетом программы. Одним из условий ее защиты в Минздравсоцразвития РФ было направление четвертой части средств от общей суммы финансирования на детскую медицину. Куда пойдут эти деньги? Во-первых, на новые технологии по выхаживанию недоношенных детей. Во все больницы, которые оказывают помощь новорожденным, поступит новое оборудование высокого класса. Это передвижные ультразвуковые и рентгеновские аппараты, аппараты искусственной вентиляции легких, специальные кувезы, мониторы и многое другое. К примеру, если раньше в районной больнице, чтобы сделать снимок новорожденному, малыша надо было перенести в другое помещение, то сейчас будет достаточно прикатить передвижной аппарат в палату интенсивной терапии к ребенку.
Во-вторых, будет профинансировано внедрение стандартов оказания медицинской помощи во все лечебные учреждения Приангарья. Речь идет о приобретении соответствующих лекарств и повышении зарплаты врачам.
В-третьих, мы будем развивать амбулаторно-поликлиническую помощь для детей, особенно для детей старшего возраста. При многих заболеваниях подросток не должен круглосуточно находиться в стационаре. Он спокойно может лечиться без отрыва от учебы. Хороший пример организации дневного стационара в иркутских детских поликлиниках № 2 и № 6 будем распространять в учреждениях здравоохранения по всей области.
Хочу подчеркнуть, что таких больших средств никогда еще не вкладывалось в развитие детской медицины Приангарья. Особое внимание будет уделено развитию детской онкологии, урологии, кардиологии и хирургии. Результаты мы увидим через два года и надеемся, что это будет значительное улучшение качества жизни детей.
Борьба с опасными болезнями
– Что ждет детскую онкологию?
– Онкологическое заболевание – это всегда трагедия для семьи, это тяжелая патология, требующая дорогостоящего лечения. Однако технологии оказания медпомощи идут вперед. И если 20 лет назад диагноз лейкоз был приговором, то сегодня выше 70% детей с лейкозом выходят в стойкую ремиссию. У меня наблюдаются дети, у которых мама в детстве переболела лейкозом и сейчас абсолютно здорова. Злокачественные заболевания крови сегодня в области имеют около 60 детей. Есть у нас дети с опухолями центральной нервной системы, с опухолями печени и почек. В таких случаях, безусловно, важна своевременная диагностика и быстрая терапия. В рамках программы модернизации здравоохранения мы будем развивать амбулаторную детскую онкологическую службу в территориях. Сейчас все дети наблюдаются в онкогематологическом отделении Областной детской клинической больницы. Скоро онкологические кабинеты появятся в поликлиниках Иркутска, Ангарска и Братска. Детские онкологи будут тесно работать с педиатрами, консультировать их по методам ранней диагностики раковых заболеваний.
– Какова ситуация с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией и туберкулезом среди детей в нашем регионе?
– Каждый год в области рождается около 700 детей от ВИЧ-инфицированных матерей. У нас налажена система перинатальной профилактики – если беременная женщина с положительным статутом ВИЧ вовремя встала на учет и прошла курс лечения, то ребенок у нее в 99% случаев родится здоровым. Сейчас мы перешли на схемы лечения, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения. Число ВИЧ-инфицированных детей в области стабильно, не все из них пока нуждаются в терапии, чуть более 200 детей получают лечение, препараты для этого есть в полном объеме.
Что касается туберкулеза, то он будет волновать педиатров до тех пор, пока не снизится уровень заболеваемости среди взрослых. Здесь тоже важна ранняя диагностика – необходимо начать профилактику тогда, когда у ребенка еще нет симптомов заболевания. Так мы сможем избежать тяжелых осложнений после курса лечения. Палочка Коха проникает сегодня в социально благополучные семьи, поэтому все дети должны ежегодно проходить пробу манту, а подростки старше 15 лет – еще и флюорографию.
Обходитесь без самолечения
– Ранняя диагностика проходит красной нитью в детской медицине…
– Педиатрия – благодарная наука, потому что в детстве время работает на нас. Именно благодаря ранней диагностике и началу лечения даже дети с серьезными поражениями нервной системы при хорошей реабилитации имеют шанс полного восстановления. Мозговая ткань у детей растет, и если пострадал один участок головного мозга, то пока ребенок активно развивается, другой может взять на себя его функцию. Тяжелая пневмония у новорожденных может не иметь таких серьезных последствий, как у взрослых, ведь легкие у ребенка развиваются до восьми лет, и есть шанс, что легочная ткань восстановится. Традиционно основным направлением в педиатрии остается профилактика, поэтому родителям с детьми нужно регулярно посещать педиатра.
– Какие еще советы, касающиеся здоровья детей, можно дать современным родителям?
– Современные родители грешат самолечением. Нельзя лечение любой простой инфекции начинать с антибиотиков последнего поколения. В противном случае через несколько лет эти препараты просто перестанут работать, так как микробы потеряют к ним чувствительность. Такая история произошла с лекарством бисептол, которое в советское время родители «назначали» детям при малейшей простуде. Не нужно вестись на разнообразие аптечных полок. Если доктор порекомендовал один препарат, а фармацевт предлагает другой (не аналог), не надо следовать его советам и стрелять из пушки по воробьям. Иммуномодуляторы тоже должен назначать врач. Иммунограмма очень динамична в зависимости от возраста детей. Первые три года идет активное формирование иммунной системы ребенка, и никто не знает, как и на каком этапе нужно в нее вмешиваться. Есть препараты, которые входят в стандарт лечения, и их эффективность доказана. А бывают такие, которые все применяют, но эффективности нет. Например, БАДы. Я всегда говорю родителям: «Хотите – ставьте эксперимент на своем ребенке». Ведь никто не доказал эффективность БАДов, у них есть только сертификаты о безвредности и нетоксичности.
Еще один совет – по питанию. Современные мамы злоупотребляют баночным питанием малышей. Ребенок до полутора лет должен получать грудное молоко, но в качестве прикорма лучше давать свежеприготовленные, а не законсервированные блюда.
Овощные и мясные пюре для малышей, от которых пестрит в глазах в магазинах, – это не здоровое питание, хоть на этикетках и написано, что в них нет консервантов и красителей. Ребенок с анемией никогда не поднимет уровень гемоглобина, питаясь мясными баночными консервами.
– Планируется ли расширять сеть центров здоровья для детей в Иркутской области?
– По идее центр здоровья и дневной стационар должны быть в каждой детской поликлинике. Но поскольку это невозможно, надо искать другие ресурсы. Это и развитие сети кабинетов здорового ребенка, и создание новых медико-социальных отделений, работающих по принципам клиник, дружественных молодежи, и развитие отделений восстановительного лечения. Наша мечта – снизить число отказных детей, и ресурсы, имеющиеся в домах ребенка для восстановительного лечения, использовать для детей раннего возраста, проживающих в семьях. Может быть, нам когда-нибудь удастся перепрофилировать хоть одну группу в доме ребенка в дневной стационар, где дети смогут получать кроме медицинской квалифицированную помощь психолога, педагога-дефектолога, логопеда и других специалистов.