18.05.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
18.05.2011 12:00

Марина Акулова: Красный Крест ищет новые горизонты работы в Приангарье

15 мая – день рождения Российского Красного Креста. Это хороший повод подвести некоторые итоги работы благотворительной организации. О том, что было сделано за последние два года, и планах на ближайшее время рассказала руководитель Иркутского областного отделения Российского Красного Креста Марина Акулова. 

– Каковы основные итоги работы Красного Креста за последние два года?

– За это время в наш регион на реализацию благотворительной деятельности было привлечено около 45 миллионов рублей. Помощь получили более 56 тысяч человек, при этом большинству из них была оказана комплексная поддержка. Хочу заметить, что в настоящее время мы как раз стараемся перейти на предоставление долгосрочной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работаем с каждым человеком максимально плотно, чтобы повлиять на поведенческие особенности, сформировать более здоровые привычки и так далее.

– Какие категории людей получают помощь Красного Креста?

– Это люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе вовлеченные в какую-либо эпидемию. Я имею в виду такие социально значимые заболевания, как ВИЧ-инфекция, туберкулез на поздних стадиях развития. Особенно серьезное испытание для человека – это туберкулез на фоне ВИЧ-инфекции. Кроме того, серьезное внимание мы уделяем ВИЧ-положительным беременным женщинам и детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей. В сложной ситуации оказываются те люди, которые освобождаются из мест лишения свободы, те, кто пострадал в результате чрезвычайной ситуации, инвалиды, пожилые одинокие люди. Перечень очень широкий.

– Расскажите об основных направлениях работы организации.

– Как часть международного движения, мы работаем в рамках общей стратегии. Это четыре ключевых направления. Во-первых, мы реагируем на бедствия – природные катаклизмы, техногенные аварии. Красный Крест, как военизированная организация, непременно предоставляет добровольцев для помощи населению. Второе направление – подготовка населения к реагированию на чрезвычайнее ситуации, обучение приемам оказания первой доврачебной помощи. В-третьих, наша задача – распространение знаний об основах международного гуманитарного права. И четвертое направление, пожалуй, самое большое – поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сюда относятся наши медицинские и профилактические программы.

– Чем занимается ваше социальное бюро «Навигатор»?

– Это социальное бюро работает с теми людьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в том числе освобождаются из мест лишения свободы. Дело в том, что сейчас в нашей стране, к сожалению, не хватает программ по социальной реабилитации этих людей. Бывшие заключенные не могут трудоустроиться, у них нет жилья, прибавьте к этому проблемы со здоровьем. В результате кто-то вновь втягивается в криминальную среду, и этот порочный круг не разрывается. Социальное бюро «Навигатор» как раз помогает людям, которые для себя однозначно решили изменить жизнь. Его сотрудники оказывают содействие в трудоустройстве, предоставляют временное жилье, помогают решить проблемы со здоровьем. Мы можем направить человека на реабилитацию или к доверенным медицинским специалистами, которые с вниманием отнесутся к клиенту и окажут ему помощь. В бюро приходят и потребители наркотиков, которые мотивированы на изменение своей жизни. Естественно, со всеми людьми мы работаем на основе соглашения, мы намеренно оказываем помощь только тем, кто готов к этому и берет на себя определенные обязательства по изменению своей жизни.

– Один из самых известных проектов Красного Креста – это центр «Ступени». С какими категориями населения работает он?

– Информационно-консультационный центр «Ступени» работает в нескольких направлениях. Специалисты ведут профилактическую работу с населением. ВИЧ-положительных людей консультируют наши психологи и социальные работники. Одно из важных направлений – работа с детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированных женщин, которые находятся у нас на патронаже. Сестры милосердия выезжают к детям, следят за их развитием, проводят скрининговые исследования, привозят детское питание.

При центре также есть сестра милосердия, которая организует паллиативную помощь людям на терминальных стадиях заболевания. Мы делаем все возможное, чтобы облегчить страдания людей и обеспечить их достойный уход из жизни. Впрочем, учитывая то, что в Иркутской области эпидемия ВИЧ развивается давно, у нас не так много людей, которые находятся на поздних стадиях заболевания. По сравнению с другими территориями, у нас этот показатель лучше. Значит, программы поддержки достаточно эффективны.

– У Красного Креста есть представительства в районах области? Как они работают?

– У нас девять местных отделений: в Ангарске, Братске, Тулуне, Черемхово, Шелехове, Саянске, Нижнеудинске, Железногорске, Зиме. Они работают в зависимости от потребностей территорий. Например, в Тулуне – палата для брошенных детей. Там же действует программа помощи ветеранам, в которую привлекаются студенты-медики. Вообще Тулунское отделение отличается креативностью, у них много интересных идей. К примеру, тулунское ноу-хау – лотерея Красного Креста. Они выпускают лотерейные билетики, в которых прописано семь принципов благотворительной организации. И тот, кто соберет все, получает приз. Для этого, разумеется, нужно принимать участие в местных акциях Красного Креста.

– Кто такие добровольцы Красного Креста, чем они занимаются в обычной жизни?

– Конечно, в основном добровольцы – это студенты. Например, они у нас работали в детских домах, где живут ВИЧ-инфицированные детки. Порядка 27 молодых волонтеров приходили два раза в неделю в детдома, организовывали праздники, возили ребятишек в театры, музеи, нерпинарий. Еще в Красном Кресте есть добровольцы, которые работают как тренеры, проводят занятия. Они проходят специальное обучение, мы обеспечиваем их информационными материалами, канцелярией. Очень активно наша организация работает с первым иркутским педколледжем. Это наш надежный и давний партнер, студенты колледжа принимают участие практически во всех акциях Красного Креста.

Помимо этого с нами сотрудничают и профессиональные добровольцы. К примеру, врачи, которые дополнительно проходят подготовку в рамках наших программ, консультируют наших клиентов. Они также могут направить к нам и некоторых своих пациентов. Еще есть профессионалы, которых мы привлекаем к работе при чрезвычайных ситуациях. Когда у нас были крупные авиакатастрофы, наши штатные психологи физически не могли оказать помощь всем родственникам погибших и выжившим людям. Для работы мы привлекали добровольцев-психологов.

– Можно ли посчитать общее число добровольцев?

– Это практически невозможно. Могу сказать, что тренеров у нас порядка 30 человек, около 20 человек обучены оказанию помощи в детских учреждениях. За два последних года к нашим акциям были привлечены около 4,5 тысячи людей.

– Как вы оцениваете результаты проделанной работы?

– В каждой нашей программе есть особые индикаторы оценки, которые демонстрируют эффективность или неэффективность мероприятий и программ. Если речь идет о социальном бюро, то важно знать, какое количество людей дошло до специалистов и получило помощь, сколько случаев социального сопровождения было завершено, сколько людей прошло реабилитацию, сколько звонков поступило на горячую линию. Все это отражается в отчетах, вывешенных на нашем сайте. Вся информация открыта для того, чтобы ее использовали наши партнеры в здравоохранении, образовании, социальной защите.

Мы стараемся оценивать работу не только по количественным, но и по качественным параметрам. Сильное подспорье в работе – отзывы клиентов. В центре «Ступени» у нас есть ящичек для отзывов клиентов. И наши специалисты регулярно проводят анонимное анкетирование, так мы получаем ценную информацию, которая позволяет корректировать нашу работу.

– С какими ведомствами взаимодействует Красный Крест?

– Мы сотрудничаем с центром профилактики и борьбе со СПИДом, областным психоневрологическим диспансером, противотуберкулезным диспансером, с силовыми ведомствами. В частности, с системой Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний. Наши социальные работники начинают работу с теми людьми, кто готовится к освобождению, а потом уже ждут их в бюро «Навигатор». В бозойских колониях есть ресурсный центр, который работает по принципу «равный – равному»: сами заключенные проводят тренинги. Кроме того, мы при содействии УВД в спецприемниках для задержанных за административные нарушения работаем с потребителями наркотиков, женщинами, вовлеченными в секс-бизнес. Сотрудничаем с Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – проводим для его специалистов мероприятия по обучению и профилактике профессионального риска заражения ВИЧ-инфекцией. Кроме того, мы активно взаимодействуем с паспортно-визовой службой, соцзащитой, центром занятости, реабилитационными центрами. Сложно всех сразу перечислить, список очень обширный.

– Какие планы у Красного Креста на предстоящий год?

– Сейчас происходят некоторые изменения в деятельности нашей организации. Мы будем переориентироваться на внутренних финансовых доноров. Если до настоящего времени мы получали финансирование в основном из международных фондов и частично из российских, то сейчас в связи с тем, что международные фонды уходят из России и прекращают финансирование, для нас очень важно найти внутренние источники. Это и местные фонды, и местное сообщество, и бюджеты. Так как мы решаем достаточно много социально значимых проблем, то рассчитываем отчасти на финансирование государства.

В связи с этим будет изменяться и наша деятельность. Может, мы будем осваивать какие-то новые направления работы. Конечно, с одной стороны, это хорошо, что мы профессионально занимаемся ВИЧ-инфекцией, но, может, нам стоит теперь открыть для себя новые горизонты. При этом Красный Крест всегда старается искать ниши, не занятые другими организациями. Так что сейчас мы в поиске.