Павел Гутионтов: Авторская журналистика – альтернатива «сарафанному радио»
Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов закрывал своим мастер-классом первый день фестиваля. В своем выступлении он коснулся практически всех проблем современной журналистики, причем представил их с точки зрения профессионала, как сказали бы 25 лет назад, «союзного уровня» – многолетний опыт работы практически во всех ведущих центральных изданиях СССР дает ему такое право.
Большая часть публики в зале представляла собой поколение, заставшее обе общественные формации, которые пережила страна за последнее время, этот факт, возможно, помешал достичь наибольшего эффекта. Будь в зале хотя бы половина участников, получивших основные профессиональные навыки уже в XXI веке, не исключено, что возникла бы дискуссия, полезная для молодежи. А тезисов, которые могли вызвать в публике искру спора, журналист высказал немало.
В первую очередь он заявил, что все мы наблюдаем фактически закат и распад журналистики в том виде, в котором ее традиционно понимали – как профессии, направленной на информирование общества.
– Журналист перестал быть основным источником информации в обществе, где приоритетные позиции у интеренет-технологий, а газета опаздывает с новостями как минимум на сутки. Получается, что у журналиста есть одно основное преимущество – он умеет грамотно писать, правильно складывать слова в предложения, придавать своим мыслям какую-то форму. Но так ли это важно? Есть простой пример: год назад наш премьер совершил автопробег по новопостроенной трассе Чита – Хабаровск, с ним был пул журналистов – хороших и очень хороших, но наибольшее внимание привлекли не публикации этих журналистов, а личные записи в блогах местных жителей, наблюдавших за пробегом. Конечно, если рассматривать эти записи как журналистские материалы, то никакой критики они не выдержали бы.
Так чем же журналист лучше, чем простой очевидец, выложивший сообщение на личной страничке в интернете, причем гораздо раньше, чем то же самое покажет телеканал и, тем более, напечатает газета? – задал, казалось бы, риторический вопрос Павел Гутионтов. Ответил он на него другим примером, дающим абстрактное представление о том, как современное информационное поле представляют себе те, кто имеет опыт работы и в «старой», и в «новой» журналистике:
– В газету «Комсомольская правда» приходит огромное количество писем. Например, за 1984 год газета получила полтора миллиона писем. Раньше, когда я там работал, они обрабатывались, часть, не более десятка из тысячи, публиковались, либо являлись поводом для командировки корреспондента. Так отсеивалось то, что не представляло для читателя особой ценности. Нынешнюю ситуацию я могу сравнить с тем, что «Комсомолка» стала бы печатать все эти письма без разбору… Что получит читатель в итоге? «Сарафанное радио», когда все услышанное просто передается дальше по цепи, без контроля объективности, осмысления, выводов, прогнозов и так далее. Разберется читатель в этой газете? Сможет он вообще найти нужную информацию?
Какой же путь спасения для профессии предлагает сам Гутионтов? По его мнению, путь для развития есть – это авторская, личностная, аналитическая журналистика. Она еще не исчезла полностью на постсоветском пространстве, и, по мнению докладчика, это дает нам определенное преимущество перед Западом, где оттачивая мастерство в области подачи новостей, журналисты практически утратили индивидуальность. По замечанию председателя СЖР, руководители ведущих американских и европейских газет находятся в растерянности, потому что, как и в России, не совсем понимают, куда дальше двигаться – быстрое развитие интернет-технологий сломало традиционную парадигму, и поиск нового «смысла жизни» вызывает определенные сложности. Но на фоне этой растерянности проявился серьезный интерес к тому, чем занимались советские журналисты в 70–80 годы прошлого столетия.
– Откройте газеты тех времен… Посмотрите, ведь фактически мы выпускали альманахи, со слова «вчера» начинаются считанные единицы материалов, все остальное – результаты длительных размышлений, результаты попыток эзоповым языком рассказать о том, о чем напрямую сказать нельзя. И ведь это читали, и это было интересно. В Америке с интересом слушают сейчас, на каких принципах строилась журналистика в СССР. Согласитесь, что пять-десять лет назад вряд ли это было возможно, тогда мы были в роли поучаемых, – отметил Гутионтов.
Не обошел мэтр в своем мастер-классе и роль региональной и районной журналистики. По его данным, сейчас на местную прессу приходится более 70% тиража газет в России, тогда как 30 лет назад это соотношение было ровно обратным. Это можно назвать положительным эффектом, ведь информация о ближайшем окружении гораздо важнее для жизни. Но здесь встает вопрос качества, за которое нужно бороться и бороться.
– Отучить людей читать газету очень легко, а вот привлечь их к чтению – гораздо труднее, – предупредил журналист и добавил, что он знает в регионах молодых журналистов и редакторов, которые еще способны ясно мыслить и видеть перспективу развития.
– Это обнадеживает, – без пафоса, но с уверенностью в голосе сказал секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов.