25.05.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
25.05.2011 12:00

Полет Икара внутри багульника

«Прекрасное и печаль – полет Икара» – выставка с таким необычным названием открылась на прошлой неделе в галерее Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Она посвящена 350-летию Иркутска и создана под руководством австрийского художника и поэта Эрвина Кенига, автора первой инсталляция «Время и небытие», которая прошла в музее в 2009 году. Как и первая экспозиция, новая выставка представляет собой синтез нескольких видов искусств: поэзии, графики, скульптуры, фотографии и инсталляции.

– Выставка необычна и адресована каждому из нас в отдельности, она отражает стремление человека в небо, которое приносит развитие и одновременно может принести гибель, – отметила заместитель директора музея по науке Татьяна Огородникова. – Экспозиция выполнена тремя прекрасными художниками. Эрвин Кениг – человек, который, кажется, талантлив во всем, он преподаватель, поэт, график и автор идеи выставки. Людмила Вольф – художник и фотограф, бывшая иркутянка, которая в поисках снимков к экспозиции объездила весь мир. И Лев Сериков – иркутянин, заслуженный художник РФ, который выполнил фигуру Икара.

Инсталляция как вид современного искусства хоть и необычна для Иркутска, однако символика данного объекта легко прочитывается зрителями. Вертикальные листы нежно-сиреневого цвета, которые являются основой инсталляции, символизируют цветок багульника. В его центре на пьедестале возвышается скульптура Икара, которую из сибирского кедра выполнил иркутский художник Лев Сериков. Он, кстати, впервые принимал участие в инсталляции.

– Лицо юноши покрыто сусальным золотом, – отметил скульптор. – Оно является как бы посмертной маской, которой его наградило за дерзость солнце. Я сделал эту работу по просьбе Эрвина Кенига полгода назад и считаю, что благодаря таким проектам фраза «Иркутск – середина земли» не звучит надуманно, ведь только здесь могут осуществляться такие глубокие замыслы. Хотя я впервые принимаю участие в инсталляции и, признаться, отношусь к этой форме не очень лояльно – предпочитаю делать конкретные произведения, но мне кажется, что в таких проектах есть здоровое зерно.

Помимо крупных объектов в инсталляции задействованы стихи и фотографии. Полет дерзкого юноши Эрвином Кенигом воспроизводится в стиле японской стихотворной формы танка, кроме того он иллюстрирован силуэтами птиц. Диалог на языке искусства о красоте человека и его недолговечности ведется на расположенных во внешней стороне багульника фотографиях статуй и мумий, созданных Людмилой Вольф.

– Эта выставка не просто воспринимается как зрительный ряд, но заставляет тебя задуматься, будоражит изнутри, – считает председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева. – Нужно обладать немалым талантом, чтобы вписать все эти смыслы в единую композицию, которая, на мой взгляд, говорит о том, что красота тленна, а изобразительное искусство вечно.

Однако у каждого посетителя выставки невольно возникает своя интерпретация инсталляции, есть она и у автора идеи проекта:

– Работа из сибирского кедра украшает центр цветка дикого багульника и символизирует вечное обновление природы, – отметил Эрвин Кениг. – Мы посвящаем эту выставку 350-летию Иркутска, ведь юбилей символизирует связь старого и надежды на новый этап в развитии. Причем в отличие от печальной судьбы античного юноши город динамично развивается и становится центром различных видов искусств и духовной столицей Сибири.

Увидеть полет Икара можно будет до 9 июня.