27.05.2011 07:00
Рубрики
Общество
Теги
27.05.2011 07:00

Остановить продажу алкоголя подросткам призваны власть, общество и бизнес

Несмотря на усилия властей проблема доступности алкоголя лицам, не достигшим 18 лет, остается актуальной до сих пор. В среду журналистам рассказали об информационной программе МВД России по предотвращению нарушений в сфере торговли алкогольной продукцией в отношении несовершеннолетних.

Данная программа призвана привлечь внимание к проблеме нарушения законодательного запрета на продажу алкоголя и пива несовершеннолетним, а также сформировать в обществе нетерпимость и неравнодушное отношение к фактам продажи пива и алкоголя лицам, не достигшим 18 лет. Программа предусматривает размещение наружной рекламы, сопровождается информационной поддержкой в СМИ и интернете.

Ее второй этап проводится в мае-сентябре 2011 года. Логотипом социальной кампании станет раскрытая ладонь, символизирующая понятный каждому сигнал внимания и предупреждения. «Подросток покупает пиво, скажи – «нет!», «Есть 18? Подтверди! Предъяви документ» – эти и другие слоганы будут размещены на знаке, который будет использован на прилавках с алкогольной продукцией, на кассах магазинов, на витринах мини-маркетов и киосков. Это напоминание продавцам и покупателям о законодательном запрете на продажу любой алкогольной продукции несовершеннолетним.

Известно, что подростки более подвержены влиянию внешней среды, их субкультура формируется зачастую из набора достаточно сомнительных ценностей, связанных, в том числе, и с ранним употреблением алкоголя. Ситуация достаточно тревожная: по данным Минздравсоцразвития, ежедневно алкоголь в той или иной форме употребляют практически треть юношей и 20% девушек. Бороться с этим надо не только нормативными запретами, но и контролем со стороны общества.

Акция приобретает все больший масштаб: в нее вовлечены Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ульяновск. С 25 мая присоединяется Иркутск. Целевая аудитория кампании – продавцы пива и алкоголя, несовершеннолетние, родители, учителя.

– Если в торговой точке алкоголь продают несовершеннолетним без проверки возраста, можно сообщить об этом в наш центр или по телефону доверия городской администрации, – сообщил начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции ГУ МВД России по Иркутской области Константин Шейчик. – Только благодаря активной позиции граждан мы можем предотвратить множество правонарушений.

С начала года сотрудники управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка МВД по региону составили 138 протоколов по фактам продажи алкоголя несовершеннолетним. За прошлый год было составлено 247 таких протоколов.

Сотрудники милиции составляют списки торговых точек-нарушителей. После выходят к властям с предложением переноса точки с места, где обычно собирается молодежь.

– Запрет продажи пива несовершеннолетним – это один маленький шаг. Чтобы изменить ситуацию, которая сложилась на данный момент, нужен не один день и даже не год. Необходимо, чтобы в обществе сложилось неприятие факта употребления алкоголя подростками. Надо говорить об этом каждый день, использовать для этого любой момент, – уверен исполнительный директор Ангарского филиала компании «САН ИнБев» Бенуа Де Ветте.

Основными действенными мерами по изменению сложившейся ситуации начальник отдела торговли департамента потребительского рынка Иркутска Николай Блинков считает внесение соответствующих поправок в законы на федеральном уровне, которые пока несовершенны:

– Помимо формирования общественного мнения, государству, правительству нужно обратить внимание на занятия детей по месту жительства и учебы, где должны действовать спортивные секции, кружки. Нельзя забывать и о роли семьи в воспитании молодежи. 

Законодательный запрет на продажу пива гражданам, не достигшим 18 лет, действует в России с 2005 года. Несмотря на то что со времени принятия законопроекта прошло больше 5 лет, вводимые им ограничения до сих пор не соблюдаются. Сегодня несовершеннолетние являются целевой аудиторией потребителей пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Зачастую детей в распитие алкогольных напитков вовлекают их безответственные родители, говорит представитель союза пивоваров России, директор филиала «Пивоварня Хейнекен Байкал» Евгений Федоров:

– Я был свидетелем сцены, когда продавец отпускал пиво 12-летнему ребенку. Естественно, я возмутился. Выяснилось, что за пивом сына посылает отец. Парень вырастет и в 16 лет сам станет покупать спиртное.

Все участники антиалкогольного проекта понимают, что добиться реальных успехов в борьбе с молодежным пьянством можно лишь совместными усилиями власти, бизнес-сегмента и общества. В Иркутске в рамках антиалкогольной молодежной кампании пройдут рейды по торговым точкам. Волонтеры раздадут прохожим специальные брошюры о последствиях употребления алкоголя.