27.05.2011 07:00
Рубрики
Общество
Теги
27.05.2011 07:00

Региональные власти проверили, как на практике работает программа дистанционного обучения детей-инвалидов

В Иркутской области дистанционное образование получают 216 детей-инвалидов. В прошлом году из областного бюджета на реализацию программы было затрачено 6 млн рублей, из федеральной казны – 47 млн рублей. Нынче на оснащение учебных мест для детей-инвалидов и обучение педагогов планируется направить 35 млн рублей из областного бюджета и более 70 млн – из федерального. Всего в Иркутской области зарегистрировано более 500 ребят, нуждающихся в дистанционном обучении. В ближайшее время более 80% из них будут включены в программу. Недавно региональные власти проверили, как она работает на практике.

 

Урок по скайпу

Возле небольшой пятиэтажки в Иркутске II необычное скопление народа: журналисты, кинооператоры, сотрудники министерств образования и социальной защиты… Все направляются в квартиру Половневых, где живет 12-летняя Арина.

– Здравствуйте, я к вам в гости, меня зовут Виктор Стефанович Басюк, – представляется министр образования Иркутской области.

– Меня – Арина.

– Что вы изучаете дистанционно, какой предмет?

– Пока только литературу.

– Интереснее стало учиться? Много новой информации?

– Много. Единственный минус – оборудование настроено только для учебы. А мне бы еще хотелось находить друзей в интернете, посещать социальные сайты. Я человек разумный, знаю правила приличия, не буду ходить по сомнительным ресурсам, а вот возможность узнавать новое и интересное помимо школьной программы я бы с удовольствием использовала, а почему-то нельзя.

– Да, Арина, интернет – это глобальная сеть, в ней намешано много всего, сложно определить, кто по каким сайтам будет «ходить». Поэтому и введены запрещающие фильтры. У нас в гостях недавно был министр образования России Андрей Фурсенко, его одна девочка об этом же просила. Он пообещал подумать и рассмотреть этот вопрос. Арина, а какие бы еще предметы вы бы хотели изучать дистанционно?

– Математику. Вообще у нас, инвалидов, академический курс обучения отодвинут на второй план, хотелось бы изучать еще и такие предметы, которые будут потом помогать в жизни.

– Кем бы вы хотели стать?

– Ветеринарным врачом.

– Замечательная специальность. Успехов! Ну что ж, давайте посмотрим рабочее место и начнем урок.

Девочка передвигается при помощи ходунков к компьютеру. Включает программу. На экране появляется лицо преподавателя.

– Здравствуй, Арина. Как настроение?

– Спасибо, все хорошо.

– Начнем урок. Тема сегодняшнего занятия – любовь. Как ты думаешь, какое место в жизни человека она занимает?

Корреспонденты отступают в сторону, чтобы не мешать учебному процессу. Виктор Басюк тем временем обращается к маме Арины:

– Вы довольны, что у вас дочь обучается дистанционно?

– Мы очень довольны. Вы же понимаете, что дети-инвалиды очень ограничены в контактах со сверстниками, им нужно расширять горизонты. Сейчас по скайпу она общается со всеми знакомыми – теми, кто тоже участвует в этой программе. Это великолепно. К тому же сама программа очень хорошо построена. Мы выходим в нее даже без учителя. Дочь может самостоятельно заниматься теми предметами, которые пока дистанционно у нее не ведутся. Мы занимаемся математикой, историей, ей все интересно!

Арина, по словам мамы, обучалась в общеобразовательной школе только в первом классе. Пока не ставили оценок, девочка вполне комфортно себя чувствовала среди обычных ребят. Потом из-за проблем с моторикой рук она перестала успевать записывать материал и перешла на домашнее обучение.

– Еще одна причина, по которой мы перестали посещать школу, – это отсутствие пандусов в ее здании, – жалуется мама ребенка.

Виктор Басюк рассказал, что уже запланировано в каждом районе Иркутска оборудовать хотя бы по одной школе пандусами, обеспечить доступность детей-инвалидов в кабинеты, туалеты, столовую…

На прощание министр подарил Арине набор электронных энциклопедий и электронных книг.

 

От учебы к творчеству

Далее Виктор Басюк направился в региональный институт развития образования. Здесь за мониторами сидят сразу десять педагогов.

Елена Дмитриева ведет информатику, рядом сказочного зверюшку лепит учитель технологии Елена Бузова:

– Ты уже раскатал лапки? – обращается она через веб-камеру к девятилетнему Диме Алексееву. – Теперь давай пальчики начинай делать. Шесть маленьких колбасок. Получается?

Сопя от напряжения, ребенок старательно раскатывает пластилиновые «запчасти».

– Сегодняшний урок называется «урок-небылица» Мы делаем сказочное существо, – уже журналистам объясняет учитель. – Голова – как у слона, лапки – петушиные. Дима делает работу, потом ее сфотографирует и отправит мне, а я поставлю ему оценку.

За соседним столом идет лабораторная работа по физике. Плотность вещества определяет пятиклассник Слава из села Шаманка Шелеховского района. Раз в неделю мальчик учит этот нелегкий предмет.

– Слава, а что вы уже прошли?

– Такие понятия, как явление, физическое тело, свет, тепло, масса, теперь изучаем плотность, – перечисляет ребенок.

Методист центра дистанционного образования Ольга Мельничук объясняет:

– В Центре 10 сетевых педагогов. Оборудовано 10 рабочих мест. Ведутся все предметы школьного образовательного плана, причем как начальной школы, так и основной. В регионе обучено 93 педагога. Сейчас, например, ведется ручной труд – начальная школа, русский язык для 5 класса, информатика – 6 класс, литература – 9 класс и живая физика – 5 класс… Проект стартовал в 2010 году, проводилась поставка оборудования, подключение, отладка программ, а непосредственно сам обучающий процесс начался с января нынешнего года.

– Как вы считаете, можно ли дистанционно подготовить ребят к сдаче ЕГЭ? – интересуемся мы.

– Почему бы и нет. У нас пока такого прецедента не было, самый старший – 10 класс, но в следующем году мы обязательно это попробуем.

– Насколько эффективно дети усваивают материал?

– Усваивают хорошо. У нас все дети с сохранным интеллектом, это очень важно. Хоть и успевают по-разному, в целом, справляются. Родители уже сейчас задают такие вопросы: как после школы продолжить дистанционный процесс обучения? Речь идет о дальнейшем профессиональном образовании и вузе. Мы, конечно, пока не готовы ответить на этот вопрос, потому что реализуем школьную программу, а вообще – да, такая тенденция есть.

– А каникулы у детей существуют?

– Конечно, учебный процесс идет так же, как и в обычной школе. У преподавателя разная нагрузка. Допустим, у меня в неделю 10 уроков, я веду историю, у кого-то пять, у кого-то 12…  Это зависит от нагрузки, которую преподаватели получили при распределении учебного плана. А у ребенка – от одного до пяти уроков в неделю в зависимости от возраста.

Ольга Мельничук рассказала, что дистанционное преподавание ведется не только из Иркутска. Есть педагоги в Черемхово – их 12, в Братске – восемь, в Бодайбо – один, в Киренске – два и т.д. Когда набирали преподавателей, учитывали территории, где есть дети-инвалиды. Дистанционным образованием на данный момент охвачено 40 районов.

Напоследок Ольга Мельничук поделилась ближайшими планами:

– В сентябре будущего года мы планируем запустить совместные проекты. Например, создание мультфильма. Один ребенок отвечает, допустим, за музыку, второй – за текст, третий – рисует персонаж… Потом они все вместе через интернет создают совместный проект. Также можно создать и хор детей-инвалидов… Все обучающиеся дети – с сохранным интеллектом, они гораздо талантливее многих здоровых детей. Они готовы учиться и делают это с радостью. Наша святая обязанность – помочь им в этом.