Игорь Козак: Любой город – это живой организм, который должен развиваться
Международный фестиваль «Зодчество Восточной Сибири – 2011. After tomorrow» пройдет в столице Приангарья 2–5 июня. В этом году форум впервые за 10 лет сменил традиционную площадку в Иркутском художественном музее на выставочный комплекс «Сибэкспоцентр» и стал частью международной экспозиции «Город+дизайн. Юбилейная панорама», посвященной 350-летию Иркутска. О том, каким будет 11-й фестиваль, который соберет лучших представителей архитектурного сообщества Сибири и Дальнего Востока, газете «Областная» рассказал председатель Иркутского регионального отделения Союза архитекторов России Игорь Козак.
– Какая тема у фестиваля в этом году?
– Фестиваль связан с юбилеем Иркутска, поэтому в этом году мы решили выйти на совместную площадку с дизайнерами и департаментом культуры города. Кстати, наш первый фестиваль тоже проходил на этой площадке. Потом постоянным местом его проведения был художественный музей, у которого есть свои несомненные плюсы – близость с Домом архитекторов, особая атмосфера. Минус один – горожане плохо идут в музей, а ведь наш фестиваль будет интересен достаточно широкому кругу, поэтому нынче мы выбрали «Сибэкспоцентр».
– Сколько участников ожидается на форуме?
– В фестивале примут участие более 100 архитекторов и профессиональных творческих коллективов, и это не считая молодежи и детей. Работ, мы уверены, точно будет не меньше, чем в прошлом году.
– Кстати, прошлый фестиваль был очень статусный в плане специальных гостей. Кто к нам приедет нынче?
– В прошлом году мы отмечали юбилей Иркутской организации Союза архитекторов России, поэтому в нашем городе впервые прошел совет главных архитекторов. В этом году у нас не будет столь статусных гостей, но будут не менее интересные архитекторы. Например, среди специальных участников форума – руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина», член Градостроительного совета Санкт-Петербурга, архитектор Михаил Мамошин. Кроме того, у нас в этом году будут очень интересные гости из Москвы – Петр Васильев и Максим Малеин из Архбюро Digitalbakery. Это молодежная команда, поэтому их еще мало кто знает, но ребята очень яркие и уже успели себя проявить. Они занимаются таким необычным направлением, как параметрическая архитектура. Что именно это такое – интрига фестиваля. Кроме того будут Евгений Золотухин из организаций МОСАР, «Продвижение», Наталья Носова из компании Five, а также зарубежные гости.
– На каждом фестивале помимо прочего обсуждаются болевые точки Иркутска. Есть ли от всех этих разговоров какой-то практический результат?
– Конечно. Например, мероприятия прошлого года, в частности круглый стол с мэтрами российской архитектуры в городской администрации, дали ощутимый результат. Началась разработка и реализация программ по стратегии развития города, по его имиджевым составляющим. В этом году все будет несколько в другом формате, у нас запланирован один-единственный полемический круглый стол «Проблемы законодательного характера в исторических городах» с представителями службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, где мы сосредоточимся на памятниках деревянного зодчества. Думаю, он будет очень интересен для профессионалов.
– Кстати, как вы относитесь к проблеме сохранения памятников деревянного зодчества, ведь профессия архитектора прежде всего предполагает создание чего-то нового?
– Я считаю, что настоящий архитектор должен уметь работать с контекстом. Деревянный дом – не важно, памятник он архитектуры или средовая застройка – это отправной момент контекста. Мы пришли не на пустое место, до нас этот город жил, развивался, и мы должны высказать к этому свое отношение. Снести дом – это самое простое, но не самое правильное решение. Я думаю, мы должны найти способ встроить современную архитектуру в существующий контекст. Я-то как раз сторонник не копирования в новом каких-то приемов старого соседнего дома – переноса пропорций и так далее. У автора должно быть четкое отношение – либо диалог, либо противостояние, но тактичное и понятное. Умение работать с контекстом как раз показывает уровень архитектора. Желание снести дом всегда говорит о низком уровне, а когда по поводу любого дома он выражает в проекте свои мысли, свое видение в развитии городской среды, тогда это профессионал высокого класса.
– Что еще интересного будет на фестивале?
– У нас запланирована обширная программа. Мы будем показывать фильмы об Иркутской организации Союза архитекторов России. Ролик на три минуты, который создал Клуб молодых архитекторов. Фильм Марка Мееровича на тему Соцгорода. Клубом молодых архитекторов готовится отдельная выставочная площадка, на которой будут представлены проекты клуба за пять лет работы, инсталляция фестиваля «БухАрт», проекты с городского конкурса «Знаки препинания», выставка работ фото-арт турнира «Один день». Кроме того, мы будем делать анонс выставки, посвященной архитектору Владимиру Павлову, которая у нас пройдет в сентябре. Кстати, в прошлом году силами журнала «Проект Байкал» была издана монография, посвященная этому прекрасному архитектору, вошедшему в двадцатку лучших в мире.
– Но ведь имя архитектора Павлова вызывает у иркутян множество споров.
– Все его объекты были достаточно спорными, но настоящая архитектура и должна вызывать сложные эмоции.
– Что можете сказать о профессионализме архитекторов, которые работают в Иркутске?
– В Иркутске очень сильная организация, и дело даже не в численности, а в традициях Иркутского Союза архитекторов. Я думаю, мы входим в 15 сильнейших организаций России. У нас подрастает молодая смена, например, в прошлом году был очень сильный выпуск на архитектурном факультете Иркутского государственного технического университета. Если из 100 человек 10% будут иметь хороший уровень – это нормальная цифра, сопоставимая со столицей.
– В прошлом году почти все первые места на «Зодчестве» взяли иркутяне, не обиделись ли гости из других регионов?
– Не думаю, ведь жюри, как и на каждом нашем фестивале, было объективно. Но это не значит, что если ты ничего не выиграл, то ты на своей работе можешь поставить крест. Все эти конкурсы, прежде всего, предназначены для того, чтобы между профессионалами проходило общение. Мы работаем целый год и зациклены на своих объектах, а конкурс дает возможность показать самое достойное и выслушать мнение своих коллег, может, не всегда положительное, но тем не менее ценное.
– Насколько фестиваль статусный в среде профессионалов?
– В Сибири и на Дальнем Востоке он, наверное, самый престижный. Раньше конкуренцию ему создавала «Золотая капитель», но в последние годы «Зодчество Восточной Сибири» усилило свои позиции.
– Что значит приставка «After tomorrow» в названии форума?
– Тема форума – будущее. Мы имеем в виду то, что любой город – не застывший организм, он должен иметь развитие во времени. Иркутск – не исключение. Я думаю, мы пережили болезнь, связанную с попыткой застроить исторический центр и все свободные территории, и уже перешли к грамотному профессиональному подходу к архитектуре, который, надеюсь, сделает наш город еще красивее и комфортнее.