03.06.2011 07:00
Рубрики
Закон
Теги
03.06.2011 07:00

Законодательная азбука для тех, у кого не хватает совести и образования

В 2010 году из государственного бюджета страны ушло «налево» 484 млрд рублей. Именно на такую сумму Счетная палата РФ выявила финансовые нарушения. Часть из них была возвращена. Например, там, где это касалось нецелевого расходования средств. Однако огромные суммы утрачены безвозвратно, и это уже компетенция судебных органов. Сегодня мы попросили председателя комиссии по контрольно-счетной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области Тимура Сагдеева рассказать о том, с какими нарушениями приходится сталкиваться парламентской комиссии, где, по его мнению, берет начало коррупция и как с ней бороться. 

– По долгу службы мне действительно часто приходится сталкиваться со всевозможными финансовыми нарушениями. Наша комиссия очень плотно работает с Контрольно-счетной палатой Иркутской области, и нам хорошо известно, кто, где и почему никак не может научиться считать государственные деньги и использовать их по назначению. Я бы не стал сейчас утверждать, что в основе всех финансовых нарушений лежат только лишь злоупотребление служебным положением и махинации при подготовке бухгалтерской и иной документации. Иногда нарушения случаются из-за элементарной неграмотности. Ошибки допускают те, кто занимается финансовыми дисциплинами, бухгалтерским учетом. Я бы посоветовал им внимательнее изучать законодательную азбуку, серьезнее относиться к своим профессиональным обязанностям.

– На какие суммы может пострадать казна от такого недобросовестного отношения к своим обязанностям?

– Например, проверка КСП годовых отчетов об исполнении местных бюджетов муниципальных образований Иркутской области в 2010 выявила на двадцати территориях нарушений законодательства на 870,4 млн рублей. В предшествующем 2009 году таких нарушений было на сумму в 1,464 млрд рублей. То есть объем нарушений в муниципалитетах в прошедшем году снизился. И это говорит об эффективности проведения контрольных и антикоррупционных мероприятий. Если же говорить об общих цифрах, то в целом по Иркутской области по результатам контрольных и экспертных мероприятий, проведенных КСП в 2010 году, выявлено нарушений бюджетного и финансового законодательства на сумму 3 790 840 000 рублей. По сравнению с предыдущим 2009 годом это также намного меньше.

– Тимур Ринатович, вы можете привести конкретные случаи таких финансовых нарушений?

– Конечно. Проверка муниципального образования «Город Тулун» показала, что финуправлением города в 2009 году приняты бюджетные обязательства сверх доведенного минфином предела в сумме 29 569 000 рублей. Другой пример. В Ольхонском районе начальная цена муниципального контракта на строительство полигонов твердых бытовых отходов в рамках реализации областной государственной целевой программы «Защита окружающей среды в Иркутской области» на 2006–2010 годы на сумму 1 306 000 рублей определена не на весь срок выполнения работ, а только на определенные виды работ в объеме годового финансирования. Еще пример. Оценка размещения заказов в поселке Оса Усть-Ордынского Бурятского округа показала, что ни протокол рассмотрения заявок, ни контракт на приобретение микроавтобуса не содержат условий о сроках поставки транспортного средства. Кроме этого, условия поставки не предполагают необходимости предварительной оплаты товара. При этом еще до поставки микроавтобуса был выплачен аванс в размере 331,4 тыс. рублей. Это, как утверждает КСП области, не только неэффективная трата денег, но и не вполне обоснованная. Таких примеров я могу привести множество. Все они приведены в объемном отчете Контрольно-счетной палаты. Мы их внимательно рассматриваем и анализируем.

– Приходилось ли контрольным органам сталкиваться с неправильно начисленными заработными платами чиновникам?

– Такое тоже случалось. Например, в 2009 году мэру Нижнеилимского района была излишне начислена заработная плата на 102,5 тыс. рублей. А консультанту аппарата районной думы было выплачено лишних 64,6 тыс. рублей. В поселке Оса заработная плата мэра была также завышена на 71,7 тыс. рублей в связи с необоснованной выплатой премии.

– Принимаются ли какие-то конкретные меры по борьбе с выявленными нарушениями?

– Мы не только рекомендуем финансовые средства к взысканию или возврату. Кстати, по итогам проверок контрольными органами муниципалитетам рекомендовано вернуть в местные бюджеты 1 591 500 рублей. Мы также проводим и более конкретные действия. После выявленных нарушений в конце 2010 года проводилась инвентаризация основных средств, движимого и недвижимого имущества администрации Ольхонского района. Или, например, КУМИ Тулунского района прекратил неправомерное взимание платежей с населения за подготовку документов.

– А как вы относитесь к тому, что иногда за получение всевозможных справок, разрешений, регистрационных документов на виды деятельности приходится платить?

– Вы сейчас прямо говорите о взятках. Я считаю, что вся система, связанная с подготовкой таких разрешительных документов, выдачей всевозможных чиновничьих справок, – это неплохое поле для укрепления и развития взяточничества. Пользуясь своим служебным положением, госслужащие неплохо усвоили, как можно выкачивать из людей деньги. Иркутская область, к сожалению, не исключение. Примеры коррупции и взяточничества в среде высокопоставленных чиновников тоже можно приводить. Ими сейчас занимаются правоохранительные органы.

– Как вы думаете, такое понятие как взятка когда-нибудь исчезнет, или наша страна обречена с этим жить?

– Это зависит от тщательности проработки и конкретного исполнения законов. У чиновников не должно быть ни малейших шансов повернуть закон или использовать его так, как хочется и как выгоднее лично для них.

Еще один момент, на котором я бы хотел остановиться, если уж мы заговорили о взятках. Взятка, может быть, и перестанет когда-нибудь существовать. Но для этого нужно жить в принципиально другом обществе. Я имею в виду его социальное и экономическое устройство. Мы не можем устроить своего ребенка в детский сад и решаемся на отчаянный шаг – а что, если заплатить заведующей? Чтобы у нас и мысли такой не возникало, нужно, чтобы детсадов было столько, сколько необходимо. Другой пример. Нам нужно срочно заняться своим здоровьем. Прийти завтра же на прием к врачу и сразу же получить всю необходимую помощь – это пока тоже проблематично. В поликлиниках и больницах – очереди. И мы снова в сомнениях – а не преподнести ли кому-нибудь коробочку конфет. Чтобы у нас и мысли такой не возникало, опять же необходимо, чтобы здравоохранение могло прийти к нам на помощь по первому зову. Этого пока нет. До тех пор, пока наши учителя будут получать нищенскую зарплату в 5–8 тыс. рублей и пока наше общество вплотную не подойдет к более-менее благополучной черте существования, такое понятие как взятка будет жить и процветать.

– Недавно в интернете на одном из сайтов появилась статья «Не называй государство больным, если твоя голова болит с похмелья», автор которой утверждает, что главная проблема России – не в коррупции, а в таких изменениях личности, которые ведут к ее «порче» и к деструкции всего общества. Вы можете с этим согласиться?

– Конечно, если говорить о коррупции, в первую очередь нужно переходить на личности. Прежде всего, люди должны иметь совесть. Искушение что-то присвоить или в бухгалтерском кабинете придумать какую-нибудь выгодную финансовую комбинацию себе на пользу всегда должно подавляться угрызениями совести. Коррупция перестанет цвести махровым цветом и начнет потихоньку угасать и чахнуть, как только человек, нанятый на работу государством, освободится от соблазна использовать финансовые средства не по назначению или когда ему станет стыдно начислять себе необоснованные премии. К изменениям личности я бы отнес и ее недостаточную профессиональную подготовку. Тот факт, что бухгалтер не знал или забыл, не может освобождать его от административной и даже уголовной ответственности за нанесение материального урона государству. Я уверен в том, что чиновники, по вине которых государство теряет миллионы рублей, должны жестко наказываться.