Социально-правовые проблемы миграции на территории региона обсуждались в областном парламенте
Открывая работу круглого стола, Борис Алексеев отметил, что проблема миграции является сегодня достаточно значимой и актуальной и требует серьезного подхода в ее решении, координации усилий как органов государственной власти, так и силовых структур, занимающихся данной темой. Целью мероприятия является анализ реализации миграционного законодательства и практики его применения на территории Иркутской области, а также выработка подходов и путей решения данной проблемы для организации дальнейшей работы органов государственной власти области и муниципалитетов.
О миграционной ситуации в области приглашенным рассказала заместитель министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Наталья Брускова. По предварительным данным, население Иркутской области с 2010 года сократилось на 3,7 тысячи человек и составило 2 427 тысяч человек. По Сибирскому федеральному округу Иркутская область имеет наибольшую убыль населения. Согласно прогнозу, в 2011 году миграционная убыль населения региона составит 5,3 тысячи человек.
Наталья Брускова отметила, что мигранты носят существенный вклад в развитие нашего региона. На сегодняшний день Иркутская область находится на втором месте в СФО по объемам привлечения иностранной рабочей силы. В текущем году квота на иностранную рабочую силу составляет 21 тысячу человек (в 2010 году составляла 27 тысяч человек). На работу в область привлекаются граждане из 52 стран дальнего и ближнего зарубежья (среди них – КНР, Корея, Украина, Узбекистан, Таджикистан и др.). Спектр профессиональных характеристик является достаточно различным, но большинство иностранных граждан трудятся в строительной отрасли. В 2010 году вклад в бюджет области из фонда заработной платы иностранных работников поступило 160 млн рублей, в 2009 году – 86 млн рублей. Также Наталья Брускова рассказала об областной государственной программе по переселению соотечественников из-за рубежа, которая реализуется с 2007 года. По состоянию на июнь текущего года в рамках реализации программы в область было переселено 1042 человека.
Также на заседании было отмечено, что в составе мигрантов доля мужчин и женщин является примерно одинаковой (по 50%). Наиболее активным возрастом для переселения является возраст от 20 до 30 лет. Что касается Иркутской области, ежегодная внутриобластная миграция составляет в среднем 20 тысяч человек. Наиболее интенсивный отток населения происходит с северных территорий – из Бодайбинского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Усть-Кутского и других районов.
И.о. заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области Ася Горевая сообщила, что УФМС вело активную работу и совершало с правоохранительными органами, службой занятости, Управлениями Роспотребнадзора и Россельхознадзора совместные проверки соблюдения миграционного законодательства на территории региона. Так, в 2010 году к административной ответственности за нарушение законодательства было привлечено около 14 тысяч иностранных граждан. В целом же, межнациональные отношения в области в настоящий момент остаются стабильными. Совместная работа различных структур позволяет избежать фактов дестабилизации миграционной обстановки, а также возникновения межрасовых конфликтов и преступлений, совершаемых иностранными гражданами.
Борис Алексеев отметил, что на сегодняшний день важным направлением работы органов власти является увеличение минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы, что предопределит дальнейшее движение уровня средней заработной платы в регионе и, как следствие, уровня заработной платы в различных сферах экономики. Депутат подчеркнул, что это позволит создать необходимую социальную базу для замедления оттока населения из региона и привлечения квалифицированной рабочей силы.
По итогам круглого стола участниками был выработан ряд предложений и рекомендаций для оздоровления миграционной ситуации на территории области. Среди них – стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); управление трудовой миграцией (включая тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, а также российских граждан, работающих по контрактам за пределами своей страны); установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц.