Владимир Родионов: Социальные работники всегда рядом с теми, кто нуждается в поддержке
В мае региональным министром социального развития, опеки и попечительства был назначен Владимир Родионов. Накануне Дня социального работника он дал эксклюзивное интервью газете «Областная», в котором рассказал о своем видении работы министерства и первоочередных задачах, стоящих перед ним.
– Владимир Анатольевич, с 1997 по 2001 годы вы возглавляли областное управление социальной защиты населения. Через 10 лет вы вновь у руля этого ведомства, только теперь в ранге министра. Что поменялось здесь за это время?
– Поменялось все, остались только люди, с которыми я работал. В связи с этим мне было легко приступать к новым обязанностям. Что касается вверенного моим заботам ведомства, могу сказать следующее: за 10 лет значительно выросло число функций, изменился поток документов, теперь это колоссальный объем работы. Раньше управление социальной защиты было ориентировано на выполнение областных социальных программ, которых было чуть больше двадцати. На сегодняшний день в структуре министерства 89 ведомственных учреждений плюс 40 территориальных управлений, 65 социальных выплат по различным программам. В прошлом году через министерство прошло 18 млрд рублей.
– Как вы оцениваете работу министерства?
– Вполне работоспособное ведомство, в котором есть много хорошего, но есть и то, от чего необходимо избавляться. Определенная корректировка, конечно же, будет проводиться, но кардинальных изменений, я думаю, не произойдет.
– Чего конкретно коснется корректировка? Может, появятся какие-то новые структуры?
– Никаких новых структур не появится, потому что идет оптимизация бюджетов. Корректировка коснется совершенно другого. Например, наших социальных учреждений. Когда пять лет назад мы брали под свое крыло данные учреждения, брали сразу скопом, независимо от того, в каком состоянии они находились. В результате сегодня у нас огромное количество ветхих строений в аварийном состоянии. Согласитесь, содержать людей пожилого возраста или детей в здании 1933 года постройки без капитального ремонта – это аморально. В XXI веке мы должны создать для людей человеческие условия. Необходимо, чтобы там была горячая вода, канализация, постоянное электроснабжение. До меня предпринимались усилия по их ремонту, и я продолжу эту работу.
– Может, проще закрыть старые здания?
– Я считаю, что их нельзя закрывать. Помимо того что в этих учреждениях находятся люди, там работает обслуживающий персонал. В ряде территорий наши учреждения являются градообразующими. Если мы их закроем, сократим число, то местное население останется вообще без работы.
– На что вы еще намерены обратить внимание?
– Вторая сложнейшая задача, которую нам необходимо решать, не откладывая в долгий ящик, – вопросы опеки и попечительства. С 2008 года, с принятием 48 федерального закона, полномочия по опеке и попечительству были переданы с муниципального уровня на региональный. Уполномоченным органом по этому вопросу определено министерство социального развития, опеки и попечительства. Сегодня мы исполняем более 120 государственных функций по защите прав несовершеннолетних граждан Иркутской области. Кроме этого министерство определено уполномоченным органом по работе с недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами, число которых растет год от года. Все эти задачи крайне тяжелы и на данный момент трудновыполнимы.
– Почему?
– По нормативам, представленным прокуратурой, в органах опеки и попечительстве Иркутской области должны работать 450 человек. У нас сегодня в этой сфере трудится 134 человека. Ясно, что такой маленький штат специалистов не в состоянии качественно и своевременно исполнять все функции. Перед нами стоят задачи организации службы сопровождения семей; проведения обучения граждан, изъявивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями; исполнения функций по сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и так далее. Эти задачи необходимо решать как можно скорее. Они обозначены заместителем председателя правительства Валентиной Вобликовой перед губернатором Дмитрием Мезенцевым. 10 июня будет собран совет по данному вопросу, на котором необходимо выработать четкие действия в решении данного вопроса.
– Какие еще вопросы требуют первоочередного решения?
– Мне кажется, не совсем правильно выстроена работа с территориальными управлениями. Куда граждане в первую очередь идут со своими проблемами? В управление соцзащиты своей территории. Министерство в данном случае должно быть «мозгом» – конечной структурой всей проводимой работы. Я встретился со всеми руководителями территориальных управлений. Мы провели четыре кустовых совещания. В ближайшее время эта работа будет скорректирована, тем более что понимание со стороны руководителей территориальных органов есть полное.
– Министерство социальной защиты заботится о ветеранах, детях-сиротах, инвалидах, многодетных семьях… Вы намерены какой-то категории граждан отдавать приоритет?
– Нет, для нас все категории важны и требуют решения своих вопросов. 15 мая в правительстве региона прошел мой первый прием граждан по личным вопросам. Я принял 12 человек. Все озвученные проблемы были совершенно разные. Я постарался помочь решить все, там, где не мог, честно сказал, что не могу помочь.
– Что-то конкретное смогли сделать?
– Мне, например, было очень приятно, что мы смогли помочь найти жилье для девушки-сироты. Ей 23 года. Она воспитывает одного ребенка и готовится стать мамой во второй раз. Условия, в которых она проживала, были просто ужасными. Мы обратились к мэру Черемхово Вадиму Семенову, и в течение недели он решил вопрос о выделении ей двухкомнатной квартиры.
– Какие-то новые методы в работе в связи с вашим приходом появятся?
– Думаю, нет. Прием граждан будет проходить регулярно. Через сайт министерства ко мне постоянно обращаются люди, я все письма читаю лично.
– По какой проблеме на сегодняшний день больше всего обращений?
– По вопросу, касающемуся предоставлению жилья ветеранам. Ситуация пока сложная. Мы провели оперативный штаб, я докладывал о ней на фракции «Единой России» в Законодательном Собрании Иркутской области. Мы не единожды рассматривали этот вопрос в правительстве Иркутской области. Сегодня для того чтобы обеспечить всех ветеранов жилищными сертификатами Иркутской области необходимо 1,308 млрд рублей. В ближайшие дни из федерации мы получим 501 млн рублей и в какой-то степени решим эту проблему. Остается 800 млн рублей. Как мне сообщил депутат Госдумы Виталий Шуба, с которым я встречался по данному вопросу, в сентябре-октябре данная проблема будет решена и очередь мы закроем. Меня радует то, что строительные компании, возводящие дома для ветеранов, держат свое слово и обещают построить жилье в течение второго-третьего кварталов текущего года.
– 8 июня в России отмечают День социального работника. Что бы вы хотели пожелать людям, трудящимся на этом поприще?
– Задача нашего министерства – заботиться о тех людях, кому необходима помощь со стороны государства. Социальные работники всегда рядом с теми, кто нуждается в поддержке, кому необходимы уверенность в завтрашнем дне и простое человеческое участие. Социальная поддержка и оказание социальных услуг инвалидам, ветеранам, гражданам пожилого возраста, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощь семье и профилактика социального неблагополучия, забота о детях с ограниченными возможностями и детях-сиротах, их социальная реабилитация – вот далеко не полный перечень тех задач, которые решаются нами. Спасибо вам за ваш нелегкий труд. Особая благодарность за заботу о старшем поколении, за помощь семьям и детям. Впереди у нас много работы. Мы с надеждой смотрим в будущее и уверены, что совместными усилиями добьемся того, что население нашего региона будет жить лучше и достойнее.