10.06.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
10.06.2011 12:00

Твердые камни хрупкой Натальи Бакут

Еще французский романтик Теофиль Готье воспевал в своих стихах поэзию камнерезного искусства: «Резцом в слоях агата тобой осуществлен, тогда-то воскреснет Аполлон!» Сейчас глиптикой – искусством резьбы на цветных и драгоценных камнях – занимаются лишь избранные мастера. Один из них – Наталья Бакут. Уже более 10 лет вместе со своими соратниками и учениками она создает шедевры камнерезной пластики в своей творческой студии в Иркутске.

Наталья Бакут – заслуженный деятель камнерезного искусства, член Союза художников России, кавалер орденов Денисова-Уральского и Михаила Перхина. Ее творческая студия участвует в престижном конкурсе «Ювелирный Олимп» уже 10 лет подряд, в течение которых команда иркутских камнерезов пять раз занимала призовые места, а в декабре 2010 года была награждена золотой медалью. Все работы студии Натальи находятся в руках частных коллекционеров по всей России и даже за границей.

Обычно выставки талантливых ювелиров и камнерезов проходят в Санкт-Петербурге. В следующем году планируется совместная выставка произведений лучших российских камнерезов (в том числе Натальи Бакут) и их немецких коллег в древнейшем центре камнерезного искусства Европы – немецком городе Идар-Оберштайн. Публике же родного Иркутска работы демонстрируются впервые – как подарок студии и коллекционеров к юбилею родного города.

Интервью с Натальей началось с досадной оказии. Когда мы с Натальей и ее мужем – соратником по творчеству, Валерием Крюковым, пришли в Дом художника в галерею, где выставлены работы, помещение было заставлено многочисленными картинами, среди которых совершенно потерялась экспозиция камнерезной пластики.

– Наталья, складывается такое впечатление, что в Санкт-Петербурге вас знают и ценят куда больше, чем в нашем городе…

– Наверное, так и есть. В Санкт-Петербурге находится одна из самых крупных камнерезных школ в России, и отношение к искусству там соответствующее. В Иркутске же мы смогли организовать выставку только сейчас. И это получилось во многом благодаря тому, что в апреле этого года мы выставляли свои работы в Константиновском дворце (Дворце конгрессов). До этого никак не удавалось одновременно договориться с частными коллекционерами о временном использовании работ и уладить элементарные вопросы с помещением.

– В таком случае – не было ли желания переехать жить в Санкт-Петербург?

– Я училась и жила в Санкт-Петербурге, в Иркутске живу с 1986 года. Мой муж – иркутянин. Нас постоянно приглашают как в культурную столицу страны, так и в другие города России и мира. Два ученика нашей студии сейчас работают и учатся в Питере. Еще одна ученица скоро уезжает в Берлин. Мы же начали и хотим продолжать развивать свою камнерезную школу именно здесь, в Иркутске. Результатом нашей работы стало создание третьего центра камнерезного искусства России в Иркутске, еще два находятся в Санкт-Петербурге и на Урале. Наши друзья – питерские художники-камнерезы – нас очень поддерживают.

– Можете рассказать о начале своей творческой карьеры?

– По образованию я скульптор, мой муж – геолог. Мы просто объединили с ним наши профессиональные умения. Вообще, камень меня привлекал с юности.

 

– Каковы нюансы камнерезного искусства? Чем оно отличается от скульптуры?

– Скульптору нужно только слепить свое творение, все остальное сделает литейщик. Мы же выполняем двойную и даже тройную работу: сначала делаем эскиз из гипса или пластики, а потом вторично лепим модель уже под камень. И только потом начинается собственно резьба. Часто камень сам диктует, как будет развиваться скульптура, и иногда итог работы значительно отличается от ее первоначальной задумки.

– Каким камням вы отдаете предпочтение?

– Я работаю исключительно с твердыми каменными материалами, у которых твердость больше шести по шкале Мооса. Мои самые любимые камни – это кварцевая группа: цитрин, раухтопаз, горный хрусталь.

– Невероятно сложно поверить, что ваши скульптуры «Улитка» (с четко разграниченными по цвету головой и панцирем) и «Вепрь» (с ярко выраженным коричневым носом и с белой челкой) сделаны из цельного витимского нефрита…

– Многие скульптуры – это блокированные миниатюры. Это означает, что цветные камни притираются между собой с идеальной точностью. Но я, как скульптор, предпочитаю монолитные работы, что удается, к сожалению, не всегда из-за недостатка больших качественных камней. В скульптурах из цельного камня также важен точный расчет.

– Какие приемы и техники вы используете?

– В скульптуре «Отражение» с помощью инталии (обратного рельефа) изображенный наездник смотрит в свое отражение в толще воды. Немаловажной является и работа со светом – светопластика. Например, в скульптуре «Капля жизни» поверхность построена так, что отражает красные камни основания, которые вообще не видны. Создается эффект, что окраска идет от рубиновых вставок.

– Сколько примерно времени уходит на работу над одной скульптурой?

– В зависимости от сложности и величины – от двух месяцев до года. Обычно над каждой скульптурой работает несколько человек из нашей студии. Самую большую скульптуру – «Смеющийся над временем», величина которой составляет 40 см, – мы выполняли совместно с ангарской ювелирной фирмой Kirshenbaum в течение 364 дней. Всего в работе было задействовано 12 человек.

– Работы вашей студии выполнены настолько реалистично, что, например, гранаты в скульптуре «Брусничка» можно запросто перепутать с настоящими ягодами. При этом уже в названиях скульптур заложена глубокая символика и лиричные образы: «Нимфа», «Искушение», «Сновидение», «Грезы о Минотавре». Как можно охарактеризовать направление, в котором вы работаете, с точки зрения искусства?

– Консультант Министерства культуры по «Фаберже» Валентин Скурлов определил направление, в котором мы творим, как романтический реализм. Я с ним полностью согласна.