Ирина Гавриловичи: в Приангарье есть мировые голоса
Международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала» завершился в Иркутске в минувшую субботу грандиозным концертом. В его рамках проходило множество значительных мероприятий, важных для развития оперного жанра в столице Приангарья. Например, мастер-классы профессора Венской и Хельсинской музыкальной академии Ирины Гавриловичи, которую теперь, без преувеличения, можно назвать крестной матерью только что родившегося «Дыхания Байкала», настолько близко к сердцу она приняла новый фестиваль. Своими впечатлениями о нем и об иркутских певцах она поделилась с газетой «Областная».
Ирина Гавриловичи приехала в Иркутск первой из гостей фестиваля и смогла позаниматься с десятками иркутских певцов, студентов музыкальных учебных заведений и конкурсантов Belveder. Она – румынка по национальности, рожденная в интеллигентной семье, где вторым и третьим языками были французский и русский. Будучи специалистом мирового уровня в вокальном жанре, она оказалась тонким психологом, ведь ей удавалось находить подход к любому и раскрепощать его за полчаса, которые были отведены на мастер-класс. Она сама аккомпанировала и демонстрировала голосом, как нужно петь, объясняя юным вокалистам, что пение рождается не в голосовых связках, а в голове. Недаром главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра, председатель жюри иркутского тура Belveder и автор идеи фестиваля Илмар Лапиньш назвал ее мастер-классы «скорой ремонтной мастерской» для голосов.
– Ирина Александровна, как вы оцениваете уровень вокалистов, с которыми занимались?
– Откровенно говоря, уровень очень низкий, но есть таланты, есть потенциал – одаренные молодые люди с хорошими певческими голосами и творческими способностями. Но самое главное, что есть огромный интерес и желание узнавать что-то новое. И в этом учащимся помогают их учителя. В целом впечатление очень хорошее.
– В чем заключается эта отсталость?
– В незнании новых течений в искусстве пения. Вокал здесь преподается в стиле начала века, когда огромные оркестры еще не были в моде, а глубина и выразительность считались чуть ли не дурным тоном. Причем не в итальянском старинном стиле, а, скорее всего, в русском, насколько я могу судить по тем пластинкам, которые слушала. Это были прекрасные голоса, но сейчас интерпретация звука совсем иная – необходимо больше экспрессии.
– Вы сказали, что пение рождается не в голосовых связках, а в голове.
– Конечно, все рождается в голове. Команда голосовым связкам дается мозгом, в зависимости от того, какое у человека звуковое представление о том произведении, которое он поет и возможностях его голоса. Ключ к развитию вокальных навыков именно в этом.
– В чем суть современных тенденций в пении?
– Теперь очень важно, чтобы певец был и хорошим артистом, и декламатором. Мода на «темное», прикрытое пение, которая до сих пор существует в России, во всем мире уже отошла. Сейчас нужно петь более открыто, звучно и естественно. Причем я настаиваю на особом формировании гласных: их произношение должно быть интернациональным. Например, ваша выдающаяся артистка Елена Образцова владеет десятью языками и исполняет произведения разных жанров в совершенно естественном тоне. Это нашей молодежи тоже нужно перенять.
– Расскажите, как прошел конкурс Belveder.
– В конкурсе участвовали вокалисты разного уровня. И даже те, кто не должен был являться на это прослушивание, потому что совсем не готов. Но были вокалисты, которые действительно могут претендовать на победу в интернациональном конкурсе. Все шесть победителей поедут в Вену.
– Скажите, оперное искусство в мире сейчас на подъеме?
– На подъеме. Оно стало более популярно. Опера выходит на улицы, сейчас есть возможность выводить постановку на большие экраны. Например, постановки в «Штатс-опера» в Вене часто транслируются для горожан и гостей города. Есть оперные концерты с мировыми звездами, которые люди охотно посещают. Так что опера активно развивается. Но есть страны, где этот вид искусства имеет все меньше и меньше средств на развитие, как например в Италии. Но как жанр она становиться все популярнее.
– Какие страны сегодня являются центрами оперного искусства?
– В последние десятилетия в географии оперных столиц многое изменилось. Теперь центрами являются Австрия, Англия, Франция, США. Италия, к сожалению, кроме фестивалей ничего особенного не может представить мировому оперному сообществу. «Ла Скала» имеет только имя, но там ничего интересного не происходит. В Вене же, например, каждый вечер проходят несколько оперных спектаклей, там есть большая и камерная опера. Публики очень много, ведь это туристический центр.
– На ваш взгляд, у фестиваля «Дыхание Байкала» есть будущее?
– Фестиваль абсолютно точно будет развиваться, и это прекрасно, ведь глобализация на уровне искусства сейчас очень важна. Мне дорого то, что я принимаю участие в первом фестивале и поддерживаю его первые шаги.
– Есть ли шанс у Иркутска в перспективе прийти к созданию оперного театра?
– Я думаю, да. В Иркутске уже есть очень красивые голоса, например солисты Иркутского музыкального театра Евгений Иганс и Гейрат Шабанов. Это мировые вокалисты по своему дарованию, они оба могут сделать карьеру за рубежом. Конечно, здесь нужен организатор, который бы все это скоординировал. Может быть, им станет Илмар Лапиньш – интернационалист, человек, который много ездил по миру. Чего я, кстати, желаю молодым вокалистам, ведь путешествия расширяют кругозор, что сказывается и на мировоззрении, и на качестве пения.
– Вы к нам еще приедете?
– Да, конечно. Меня уже пригласили на следующий фестиваль, если здоровье позволит, то с удовольствием буду здесь во второй раз, ведь я очень хочу помочь фестивалю. Кроме того, мне понравился Иркутск и люди, которые в нем живут.
Трое иркутян поедут на Belveder в Вену
В Иркутске впервые состоялся отборочный тур Международного конкурса молодых оперных вокалистов Belveder. В России он раньше проходил только в Москве, а теперь Иркутск стал одним из 50 городов мира, в которых можно получить путевку на «Уолл-стрит молодых голосов мира». В этом году в нем приняли участие 25 вокалистов из Иркутска, Красноярска, Бурятии и Монголии, а на Belveder поедут всего шесть.
Каждый из конкурсантов исполнил по две оперные арии. В итоге жюри, в которое вошли главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш, народный артист СССР Александр Ворошило, народная артистка СССР Дарима Линховоин и директор Иркутского музыкального колледжа Анастасия Дурбажева, выбрало шесть победителей. Среди них трое иркутян: Владислав Кузнецов, Лилия Седлецкая и Гейрат Намус Шабанов, двое уланудэнцев Аюна Базаргуруева, Михаил Пирогов и жительница Красноярска Ольга Басова. Именно они смогут принят участие в конкурсе молодых вокалистов в Вене (Австрия), который будет проходить с 27 июня по 3 июля. Кроме того, трое из 15 победителей по результатам зрительского голосования: Аюна Базаргуруева, Михаил Пирогов и Гейрат Намус Шабанов получили специальные призы от партнеров фестиваля – газет «Областная» и «Комсомольская правда».