10.06.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
10.06.2011 12:00

В Иркутске уровень курения за последние 10 лет вырос в три раза

Насколько остро в регионе стоит проблема табачной зависимости, и какие меры эффективны для снижения числа курящих граждан? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола, который прошел в редакции газеты «Областная» 31 мая – в международный День отказа от курения табака. В числе экспертов – начальник отдела гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни населения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Инга Жданова, директор областного Центра профилактики наркомании Марина Горохова, врач психиатр-нарколог амбулаторного психоневрологического отделения Иркутского областного психоневрологического диспансера Алла Попельнюк, председатель молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области Андрей Фоменко. К слову, представители табачных компаний проигнорировали приглашение поучаствовать в дискуссии.

– Как вы считаете, на самом ли деле проблема курения стоит так остро? Неужели у нас в стране нет более серьезных зависимостей, таких как пивной алкоголизм или наркомания?

Марина Горохова:

Если сравнивать курение в нашем регионе по количеству вовлеченных в него человек с наркоманией, то цифра будет не в пример более значительной и страшной. Особенно хочу подчеркнуть, что есть тревожные тенденции среди молодежи: курят у нас почти 60% юношей и девушек. По статистике, в студенческой группе из 20 человек не курят обычно двое. И если в 1980-е годы курение было сугубо мужским приоритетом, то сейчас каждая вторая девушка считает эту вредную привычку нормой.

Я провожу тренинги по отказу от курения в педагогическом колледже и постоянно сталкиваюсь с тем, что молодые люди просто не верят в то, что курение может навредить их здоровью. Если мы говорим о наркомании, то тут позиция четкая: все мы видим последствия этого пристрастия и точно оцениваем его социально негативный оттенок. Наркоманы умирают от передозировки, совершают преступления, плохо выглядят, опускаются. А курящие люди так или иначе окружены ореолом успешности: курят бизнесмены, звезды. В кино брутальные герои то и дело закуривают сигарету – и все это формирует у молодежи стереотип.

Алла Попельнюк:

– Хотелось бы добавить, что в психиатрии существует термин «хронические суицидники». Курильщики также входят в их число. Это люди, которые хронически желают себе смерти. Если еще говорить о психологических причинах курения, то можно вспомнить и о таком понятии, как эмоциональное застревание на младенческом уровне. Когда мы рождаемся, нас прикладывают к груди, потом дают соску, бутылочку, и у многих остается привычка постоянно тянуть что-то в рот, которую люди пытаются компенсировать курением.

– Но ведь в 20 лет действительно, кажется, что здоровья хватит надолго. Мне 22 года, я давно курю, и мне вообще не страшно.

Инга Жданова:

Если говорить о курении как об атрибуте успешности, то мы знаем много актеров, которые умерли от раковых заболеваний, спровоцированных этой вредной привычкой. Например, Александр Абдулов. Особенность действия химических веществ на организм такова, что они лишь в очень больших количествах могут вызвать токсическое отравление. Никотин накапливается в организме постепенно. А если говорить о воздействии канцерогенов (в табачном дыме их содержится более 40 видов), то они воздействуют не моментально, а примерно через 10–15 лет с момента начала курения.

В общем и целом заболеваемость раком в Приангарье растет как среди мужчин, так и среди женщин. Если в 1980-е годы у нас регистрировались один-два случая рака в год, то в 2010 году раком легких заболело 1239 жителей, умерло 918 человек. При этом заболевание прогрессирует так быстро, что человек умирает в течение года.

Многие мужчины после 40–50 лет начинают задумываться о том, как отказаться от курения, потому что никотин вызывает нарушение эректильной функции, воздействует на сердечно-сосудистую систему. Если же беременная женщина в течение первого триместра курит, то у ребенка повышается риск возникновения аномалий развития. Если будущая мама подвергается воздействию табачного дыма в течение третьего триместра беременности, то в последующие десять лет жизни у ребенка сохраняется риск развития онкозаболеваний. Сегодня ВОЗ говорит о том, что курение – еще и фактор риска развития туберкулеза. А эта проблема сегодня очень актуальна для Иркутской области.

– Когда начиналась в свое время кампания по популяризации сигарет, выдвигался тезис о том, что курение – это свобода, как у ковбоя Мальборо. Сейчас, когда курильщиков начали ограничивать в праве вольно подымить, снова возвращается мода на сигарету как атрибут свободы.

Инга Жданова:

Мода на курение была всегда. По статистике, в Иркутске уровень курения за последние десять лет вырос в три раза. А в отдельные годы прирост составлял до 40%. Только в последние два года благодаря большой пропагандистской работе нам удалось снизить темпы и стабилизировать процесс.

Кстати, напомню, что за сутки до своей смерти от рака легких тот самый ковбой Мальборо выложил ролик, в котором говорил, что если бы вернуть время назад, то и не начинал бы курить. Часто в противовес мне приводят пример Уинстона Черчилля, который пил, курил и прожил до 90 лет. Но это скорее исключение, которое подтверждает правило.

– Существует мнение, что курение не вызывает физическую зависимость, а только психологическую…

Алла Попельнюк:

– Это миф. Есть как психологическая, так физиологическая и психофизиологическая зависимость, все определяется стажем курения. Есть люди, которые полностью зависимы от никотина, и как только концентрация табачных компонентов снижается в крови, человек, словно настоящий наркоман, требует дополнительную дозу. Для кого-то необходимо покурить раз в час, для кого-то – раз в 20 минут.

– То есть для того чтобы бросить курить, нужно обязательно идти к врачу?

Алла Попельнюк:

Всего пять процентов людей в России могут самостоятельно бросить курить. Остальным требуется помощь специалиста – фтизиатра, пульмонолога, терапевта, психиатра. На базе Иркутского областного психоневрологического диспансера в этом году открылась школа по отказу от курения. Все консультации здесь проводятся бесплатно. Цель школы – оказать помощь человеку, который желает бросить курить, повысить его мотивацию к отказу от курения. Наш клиент проходит два занятия: на первом мы обследуем его, делаем скрининг сердца, определяем содержание углекислого газа в легких и тип курительного поведения. На втором занятии помогаем подобрать оптимальный вариант лечения.

Не так давно я сходила в диспансер, сделал скрининг. Выяснила, что, несмотря на десятилетний стаж курения, у меня минимальное содержание углекислого газа в легких и довольно слабая зависимость. Кроме того, говорят, что у нас в регионе на фоне экологии легкие курильщиков и некурящих людей загрязнены в равной мере.

Инга Жданова:

Многие любят все списывать на экологию. Мы специально проводили эксперимент: замерили концентрацию вредных веществах на улицах Иркутска, Братска, Шелехова и в помещении, где человек выкурил всего одну сигарету. Установили, что до курения все экологические показатели соответствовали нормативам, а во время курения концентрация резко увеличилась и в воздухе появились вредные вещества, в том числе и свинец. После серии экспериментов мы просчитали уровень канцерогенного риска для курящего человека и того, кто живет в самом загрязненном городе области – Братске. Исследование показало, что курение наносит в три раза больший вред организму, чем экология вблизи крупнейших промышленных предприятий. Курение равносильно вдыханию выхлопных газов автомобиля.

– В наше время высоких технологий многие бросают курить с помощью электронной сигареты…

Инга Жданова:

– По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), пока нет доказательств того, что электронная сигарета помогает отказаться от курения. Между тем через паровой дым электронной сигареты мелкие частицы никотина проникают гораздо глубже и оказывают более пагубное действие на организм.

– Эффективна ли социальная реклама для снижения числа курящих?

Инга Жданова:

ВОЗ подтверждает эффективность надписей и пиктограмм на сигаретах в комплексе мер по борьбе с курением. Особенно это касается картинок, ведь многие молодые девушки начинают курить именно из-за красивых пачек и гламурной рекламы в глянцевых журналах. А если на пачке будут изображены пораженные раком легкие, то, может, это и подействует на начинающих курильщиков.

Марина Горохова:

В центре профилактики наркомании мы делаем и плакаты, и буклеты со страшными картинками, которые изображают тяжелые последствия курения. Молодым людям все это не страшно, так как у них есть желание эксперимента и уверенность в том, что с ними это не случится.

– Не секрет, что сегодня реклама сигарет нацелена на женщин и подростков. Не так давно молодежный парламент при Законодательном Собрании Иркутской области проводил серию акций по профилактике продажи табачных изделий несовершеннолетним. Имели ли они эффект?

Андрей Фоменко:

– Мы смогли выявить десять точек в Ново-Ленино и Иркутске-2, где детям охотно продают и алкоголь, и табак. Продавцы должны нести за это ответственность, которая предусмотрена административным кодексом. У нас есть законы об ограничении продажи сигарет несовершеннолетним, но за их исполнением никто особенно не следит.

– А увеличение цены на сигареты поможет снизить уровень курения?

Алла Попельнюк:

К нам в кабинеты по отказу от курения приходят пациенты, которые говорят, что если бы цена на сигареты была очень высокой, то, может, они бы и бросили. Но эта мера может только укрепить мотивацию бросить вредную привычку. Те, кто не настроен на это, думаю, найдут на сигареты и 200, и 300 рублей и будут курить дальше.

– Так что же все-таки может дать хорошую мотивацию для отказа от сигарет?

Андрей Фоменко:

Когда я встречаюсь с молодежью, то нередко привожу свой пример. Я курил семь лет и бросил сам, и теперь ратую за то, чтобы все отказывались от этой пагубной зависимости, пока это возможно сделать без лекарств. К ребятам нужно обращаться, задевая их за живое. Парней я спрашиваю, хотят ли они выгодно выглядеть в глазах девушек, легко пробежать несколько километров и не задохнуться. А девушкам говорю о том, что предпочел бы, чтобы моя будущая супруга не курила. Мне кажется, визуализация страхов и разговор на равных – два хороших способа.

Инга Жданова:

– Наши ангарские коллеги провели одно интересное исследование. Они изучали влияние сигаретного дыма на детей. В фокус-группе были дети, проживающие в совершенно одинаковых социальных и экологических условиях, но одна группа жила в некурящей семье, а другая – в курящей. Так вот, в курящих семьях у детей в два раза чаще регистрировались заболевания органов дыхания, в том числе хронические бронхиты, аллергические риниты. Кроме того, продолжительность жизни членов семей курильщиков ниже и у жен курильщиков выше риск инфаркта. И дети, как мне кажется, – это главная мотивация бросить курить.

Марина Горохова:

Мы на тренингах предлагаем ребятам записать свою мечту, а потом представить, что она не может сбыться только из-за того, что ты куришь. Девушки, конечно, пишут, что хотят замуж и детей, а курение становится камнем преткновения.

Алла Попельнюк:

Многих пугают только первые симптомы страшных болезней. Иногда к нам приходят люди уже на второй или третьей стадии рака, которые хотят бросить курить. Что касается подростков, у них вообще слабая мотивация. Как правило, их приводят мамы, которые просят сделать так, чтобы ребенок не курил. Впрочем, это уже проблема отцов и детей. Когда мы начинаем работать с человеком, который хочет отказаться от курения, то часто актуальной оказывается материальная сторона вопроса. Если каждую неделю откладывать деньги, сэкономленные на сигаретах, а в выходные покупать себе что-нибудь приятное, то выгода может быть вполне ощутимой.