15.06.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
15.06.2011 12:00

Михаил Мамошин: У Иркутска два бренда – деревянное зодчество и Ангара

В начале июня в Иркутске прошел Международный фестиваль «Зодчество Восточной Сибири – 2011. After tomorrow». В нем приняли участие более 100 архитекторов и профессиональных творческих коллективов. Одним из хедлайнеров форума в этом году стал член Градостроительного совета Санкт-Петербурга, известный российский архитектор Михаил Мамошин, который возглавил жюри в главной номинации конкурса «Постройки». Своими впечатлениями от фестиваля он поделился с корреспондентом газеты «Областная».

– Михаил Александрович, впервые ли вы в Иркутске и какие у вас ощущения от города?

– Да, я впервые в Иркутске и вообще впервые за Уралом, но до приезда сюда у меня уже сформировалась в голове некая модель столицы Восточной Сибири. Она обусловлена рядом факторов. Первый – архитектор Владимир Павлов, выпускник Академии художеств, приехавший в Иркутск и создавший здесь свою архитектурную школу. Второй – это активность иркутских архитекторов, в том числе Елены Григорьевой, с которой мы познакомились в 1990-е годы в Москве на фестивале «Зодчество». И третий – деревянное зодчество, у меня даже есть книги на эту тему, и я вообще очень интересуюсь исторической архитектурой, в том числе деревом. И все эти три вещи совпали с моими ожиданиями.

– С профессиональной точки зрения какое впечатление произвел город?

– Если говорить о центре, то в нем сохранена изначальная идея: формат четыре этажа, улицы по 16–17 метров шириной, каменная часть города в виде креста – пересечение Ленина и Карла Маркса. Есть органичные, на мой взгляд, вкрапления домов 1950-х годов постройки в общую структуру. Очень хорошо, что здесь нет ни одного панельного дома. А что касается микрорайонов и новостроек, то мы проехали по всем основным магистралям и я увидел очень интересные и удачные сюжеты. Например, дом на Волжской, который замыкает перспективу Дальневосточной. Новые бюджетные дома в Академгородке – достойные решения по жилью.

– Дайте оценку конкурсантам как председатель жюри в номинации «Постройки» фестиваля.

– Было достаточно хороших работ. В московском конкурсе, например, в этом отношении – пустота. По жилью первое место заслужено удостоили «Дом на заливе» иркутского Бюро архитектурных решений. Я считаю, что это архитектура на хорошем европейском уровне. Второе место получил «Жилой многофункциональный комплекс по улицам Борсоева – Смолина в Улан-Удэ», созданный проектной организацией ООО «Архитектурная мастерская «Проект Байкал». Третье было присуждено «Группе жилых домов в микрорайоне Солнечный по проспекту Маршала Жукова» ОАО «Иркутскгражданпроект».

– Каковы ваши общие ощущения от фестиваля?

– Фестиваль очень удачно задуман, потому что архитектура интегрирована в дизайн и народно-прикладное творчество. А кроме того, она вынесена на публику, и это замечательно!

– Вы тоже родом из исторического города, как, на ваш взгляд, Иркутску следует развиваться?

– Иркутск старше Санкт-Петербурга, и то наследие, которое здесь является точкой опоры, я имею в виду деревянное зодчество, нужно обязательно сохранить. Ведь то, что сегодня памятники разрушаются временем и физически уничтожаются, – большая трагедия. По сути, у вас всего два бренда – деревянное зодчество и Ангара. И нужно обязательно искать пути сохранения исторического наследия.

– В рамках фестиваля проходил круглый стол по проблемам сохранения деревянного зодчества…

– Да, я как раз на круглом столе напомнил коллегам, что деревянное зодчество спасается давно, и исходя из этой практики часто непопулярные методы со временем оказываются наиболее эффективными. Например, только благодаря музеям деревянного зодчества в Архангельске и других городах удалось спасти это бесценное наследие. Ведь если бы объекты остались на месте, их бы уничтожили время и среда. Поэтому архитекторы, бизнес и власть должны думать о каком-то нетрадиционном приеме, чтобы их сохранить. У вас уникальная коллекция деревянных домов, и в некоторых случаях среда уже плохо работает, я считаю эти жемчужины нужно изымать и помещать в другую средовую ситуацию города. Тем самым вы освободите площадки для бизнеса и сохраните наследие.

– Вы знакомы с проектом «Иркутской слободы»?

– Я только вскользь познакомился с ней, идея замечательная и, наверное, решение правильное, потому что я еще до знакомства с кварталом на выставке посоветовал мэру Иркутска поднять дома на подклете и сделать внизу торговое пространство. На самом деле здесь может быть множество нетривиальных решений, историческая архитектура буквально вдохновляет на это.

– Вы ведь тоже в своем творчестве вдохновляетесь именно старинной архитектурой?

– Да, в 1992 году у меня возникла идея создать собственную мастерскую «Архитектурно-художественная практика Михаила Мамошина». За эти годы в своем развитии она прошла три этапа. Первый этап можно охарактеризовать как работу в русле исторических стилизаций и дизайна. Второй этап я бы назвал попыткой развития исторических стилей, в рамках которого были выполнены проекты серии коттеджей в классике, северном модерне, европейском арт-нуво и в русском стиле. После этого произошел переход к проектированию крупных объектов и возврат к жилищному строительству – третьему творческому этапу, на котором находится наша мастерская сегодня.

– Как вы оцениваете потенциал иркутских архитекторов?

– У Иркутска очень хорошая репутация в архитектурной среде страны. В центральной России знают и Елену Григорьеву, и Игоря Козака, и старшее поколение мастеров. А что касается региона в целом, на мой взгляд, вы живете на уникальной земле. Байкал дает такую экологическую, этническую и энергетическую ауру, что задумываешься: ведь не случайно здесь родилось столько известных и талантливых людей.