17.06.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
17.06.2011 12:00

У переселенца должен быть выбор жилья, считает Валерий Лукин

С Валерием Лукиным, с недавних пор представляющим в областном парламенте интересы устьилимцев, мы встретились сразу после заседания рабочей группы по доработке законопроекта «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению». К этому документу у парламентариев было много претензий еще во время принятия его в первом чтении на сессии 8 июля. И главным критиком выступил как раз Валерий Лукин. По предложению спикера ЗС Людмилы Берлиной он был введен в рабочую группу как «гарант интересов переселенцев».

– Опоздали с этим законом, – сокрушается он. – Такое впечатление, что затопление свалилось как снег на голову. Но еще четыре года назад, когда возобновилось строительство Богучанской ГЭС, стало понятно, что затопления не избежать. Тогда и надо было начинать готовить закон. Без спешки, продуманно, с учетом интересов жителей Кеуля и Невона, которым грозит переселение.

– Но сейчас можно как-то поправить законопроект?

– Конечно, можно. Уже поступило 29 поправок. Но разработчики говорят, что некоторые поправки носят концептуальный характер, а концепцию закона можно менять только в первом чтении. Формально они правы: регламент предписывает именно такой порядок. Но если выбирать, чем пожертвовать: регламентом или законом – я бы выбрал первое. Тем более что в практике Законодательного Собрания был случай, когда концепцию закона поменяли даже при третьем чтении. Речь идет о законе о квотировании рабочих мест для инвалидов. Если не договоримся, я буду настаивать на том, чтобы закон вернуть в первое чтение.

– Но это значит отодвинуть его принятие на осень?

– На осень отодвигать нельзя, иначе мы не получим деньги на переселение, зарезервированные в федеральном бюджете. Но и принимать закон, который не решает проблем жителей, тоже нельзя. Они в судебном порядке начнут доказывать свои права. Я настаиваю на том, чтобы мы сели за стол переговоров и в интересах жителей изменили концепцию. Чтобы потом у нас и правительства меньше было головной боли. Не исключаю возможности созыва внеочередной сессии.

– В чем заключается смена концепции?

– Расширить возможность выбора жилья для переселенцев. Сегодняшний закон предусматривает выделение только новых квартир для выезжающих из зоны затопления. В домах, которые еще не построены. А если человек хочет получить жилье на вторичном рынке или перебраться в другой регион, в тот же, например, Улан-Удэ. Кстати, я знаю, есть желающие там поселиться. Почему бы не выдавать людям жилищные сертификаты. Пусть они сами будут заниматься приобретением жилья. Если стоимость квартиры окажется больше, он будет вправе доплатить из собственного кармана. Мы же знаем, что жилье для переселенцев будет эконом-класса. Дайте тем, кто располагает возможностями, приобрести более комфортабельные квартиры.

– А как рассчитать стоимость сертификата?

– Закон определяет норму выделяемого жилого помещения. Умножьте на рыночную стоимость квадратного метра, которую ежеквартально устанавливает правительство Российской Федерации, вот вам и стоимость сертификата. По последним данным, которыми я располагаю, больше половины переселенцев – 846 человек – готовы переселиться в Усть-Илимск и купить жилье на вторичном рынке. С одной стороны у человека должен быть выбор, а с другой – мы снизим потребность в строительстве нового жилья. Времени на это строительство просто не остается.

– Споры вызывает и положение законопроекта о предоставлении жилья по факту проживания. Кто и как будет устанавливать этот факт?

– Факт подтверждения отдан на откуп комиссии. Что это за комиссия – пока не понятно. Наверное, по принципу: если кровать теплая, значит, проживает. Должны быть какие-то твердые и бесспорные критерии. Надо же брать во внимание, что многие в поисках работы мотаются не только по области, но и по стране. И возвращаются в свой дом, в котором прописаны. Как же его лишать права на получение нового жилья? Кроме того, на мой взгляд, неправомерно отказывать в получении жилья тем гражданам, которые его имеют в собственности в других населенных пунктах. Я вижу свою задачу в том, чтобы максимально защитить права и интересы жителей, базируясь не только на нормах права, но и на нормах справедливости.

– Принятие закона – это не конечная точка. К нему, как вы утверждаете, требуется еще и ряд подзаконных актов?

– Это не я утверждаю, а сам законопроект. Необходимо дополнительно разработать 11 правовых актов для развития этого закона. До сих пор, например, не определен уполномоченный орган, который должен заниматься регистрацией переселенцев, претендующих на новое жилье. На мой взгляд, отсутствие закона не препятствует принятию указа губернатора об определении такого органа. Могут быть даже несколько уполномоченных органов. Один занимается учетом, другой строительством. Я еще на сессии предложил правительству при принятии законопроекта в окончательном виде предоставить весь пакет правовых актов. Бывает, что подзаконные акты извращают суть самого закона.